Управление эмоциями

Категория
Александр Любимов

В 'западной' культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом.

 

Надо добавить, что в самых различных культурах обычно принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной. Североамериканские индейцы как раз считают, что управление чувствами плевое дело, а вот для того, чтобы управлять образами нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс... Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса – анестезия, кажется чудом? То, что для управления эмоциями (и состояниями вообще) нужно прикладывать определенные усилия – с этим скорее всего согласятся все. 'Без труда не вынешь рыбку из пруда'. Но насколько велики должны быть эти усилия?

 Чуть ниже Вам будет предложено несколько методик работы с эмоциями. Они достаточно просты, хотя, естественно, требуют приложения 'определенных усилий' – то есть тренировки.

Вообще говоря мы можем достаточно легко вызывать определенные состояния. Вспомните, состояние радости, прочувствуйте его ...Вот вы и получили к нему доступ. Другое дело, что этот доступ очень важно получить в нужной ситуации... Очень легко быть уверенным в себе дома лежа на диване... А еще хорошо бы научиться это состояние удерживать...

Критерии.

Итак. Для того, чтобы считать, что вы эмоциями управляете, по видимому вы должны уметь следующее:


 

  • Вызывать эмоцию.
  • Вызывать ее по желанию в любом контексте.
  • Удерживать ее нужное время (а не только вошел- вышел).
  • Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить).
  • Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться слабо, сильно и очень сильно).
  • Отделять одну эмоцию от другой. Ну, пожалуй, хватит.


 

Колода эмоций.


Эта игра для тех, кто хочет потренироваться управлять своими эмоциями (впрочем, ее можно использовать и для работы с более широким понятием – состояниями). Хотя при ее создании применялось НЛП, эта игрушка выполнена скорее в стиле 'долгих тренировок'. Зато она весьма эффективна и если поиграть в нее 1-2 месяца, то можно легко научиться управлять своими эмоциями, при чем уже без помощи колоды...

Зачем ему нужно управление эмоциями я думаю каждый сможет определиться самостоятельно.

Для того, чтобы в нее играть, нужно сделать “Колоду” из 16 карт (как минимум). Вы так же можете добавлять свои собственные состояния (здесь в тексте “эмоция” и “состояние” идут как синонимы).

Например:


 

  • Бодрость.
  • Влюбленность.
  • Восторг.
  • Восхищение.
  • Грусть.
  • Интерес.
  • Ненависть.
  • Отрешенность.
  • Радость.
  • Раздражение.
  • Спокойствие.
  • Страх.
  • Творческий подъем.
  • Уверенность.
  • Удивление.
  • Юмор. (())

 

 

Порядок создания колоды.


 

1. Карточки.


Подготовьте необходимое количество карточек из плотной бумаги (таких, чтобы можно было носить в кармане). Например: 6 на 9 см. Или сделайте их из обычной бумаги, а потом наклейте на игральные карты. Как вам будет удобнее.

 

2. Область применения.


Выберите состояние (эмоцию). Определите, в каких ситуациях это состояние будет вам полезно. (Злость может быть полезна в спорте, а ненависть – в драке на улице).

 

3. Состояние.


Попробуйте максимально войти в это состояние, прочувствовать его. Желательно, чтобы это состояние было “чистое” – без примеси других состояний. А так же важно, чтобы оно не было завязано на конкретную ситуацию – как бы состояние “само по себе” (хотя для того, чтобы его вспомнить, можно в начале припоминать ситуацию, где у вас была эта эмоция).

Доведите его до максимума, на который способны.

 

4. Символ.


Вверху карты нарисуйте символ, который у вас ассоциируется с этим состоянием. Это может быть нечто абстрактное, а может какой-то предмет или человек.

 

5. Название эмоции.


Под символом напишите (вернее даже нарисуйте) “имя” этого состояния: грусть, жалость, юмор...

 

6. Список слов.


Под названием напишите список из 6-8 слов, при помощи которых вы можете описать это состояние: тепло, расслабленность, ярко, бежать...

 

7. Колода.


Повторите шаги 2-6 для всех состояний. При необходимости сделайте и добавьте в колоду новые нужные Вам карты.

 

Работа с колодой.


Работают с колодой так. Вы тасуете ее и в произвольном порядке вытаскиваете карты. Делать это можно в любом месте и в любое время с условием, что вы там можете сосредоточиться на игре и это вам никак не повредит (например, играть при переходе через улицу настойчиво не рекомендуется, а при разговоре с начальником – просто не рекомендуется): в метро или автобусе, во время перерыва, дома...

Дальше дается список тренировки навыков. Вы можете делать их последовательно, а можете тренировать их “параллельно” (только пока не надо делать это одновременно).

 

1. Закрепление состояния.


Сначала ваша задача вытащив карту из колоды глядя на нее “помогать” себе максимально войти в это состояние. Обычно хватает для закрепления сделать это 3-5 раз.

 

2. Удержание состояния.


После того, как вы научитесь входить в состояние, ваша задача научиться это состояние удерживать (сначала можно при этом некоторое время держать карту перед глазами). Определите для себя интервал времени (например 3 минуты) и тренируйтесь удерживать состояние все это время. После того, как это начнет хорошо получаться добавьте еще минуту, потом еще... (Можно так – прибавляйте по минуте в 3-4 дня). Максимум, до которого имеет смысл эта тренировка – 15 минут. (Можно усложнить работу – попробуйте удерживать нужные состояния в реальных “сложных” ситуациях).

 

3. Осознание.


После того, как вы научитесь достаточно хорошо удерживать состояние (или одновременно с этой тренировкой) попробуйте определить нюансы этой эмоции – какие характерные ощущения, какие субмодальные сдвиги в визуальном и аудиальном каналах.

 

4. Управление уровнем.


Научитесь не только вызывать состояние но и задавать его “уровень”, его интенсивность. Можно создать себе шкалу (например от 0 до 10 по интенсивности) и “гонять” себя по ней. Для этого можно даже сделать себе вторую колоду с числами от 0 до 10 и вытаскивать по 2 карты: эмоцию и ее интенсивность.

 

5. Скорость перехода.


Потренируйте скорость перехода от одного состояния к другому. Тое есть: вытащили карту, максимально вошли в состояние, вытаскиваете другую карту и переходите в новое состояние. В этой тренировке важно добиться максимальной скорости перехода от максимума одного состояния к максимуму другого. Можно даже замерять время (при этом время считается от “пика до пика”).

 

6. Мысленное представление.


Через некоторое время вы обнаружите, что для того, чтобы войти в состояние, достаточно просто вспомнить образ карты. Естественно, это можно потренировать: вы делаете то же самое, что и во 1-ом пункте (“ закрепление состояния”), но карту вытягиваете мысленно...

 

7. Полевые тренировки.


После того, как вы хорошо научитесь входить и удерживать состояния мысленно, начинайте тренировать переход из состояния в состояние в реальных ситуациях, при чем не только в “нейтральных”, но и в “сложных”.

Это упражнение служит для того, чтобы вы внутренне определились с тем, какие именно переживания у вас к разным словам привязаны и дать некую 'систему координат'.

Это не означает, что любые эмоции можно разложить по этим двум координатам – эмоция штука гораздо более сложная. Но обычно контроля за этими двумя параметрами хватает для управления состоянием. Вам предлагается определиться для каждой эмоции (из того списка, который вы составите – всего штук 7-10)

 

1. Интенсивность.


Это как бы 'сила переживания', его интенсивность. Грусть обычно по интенсивности меньше чем огорчение, а восхищение сильнее спокойствия. Пусть шкала будет от 0 до 10 (просто для удобства и по привычке). Один из возможных синонимов – уровень возбуждения ('Адреналиновый Барометр').

 

2. Знак.


Уровень 'приятности' и 'неприятности' переживания. Или более официальным языком – 'комфортности' и дискомфортности'. Эмоции могут быть приблизительно одной интенсивности, но при этом одна будет неприятная, вторая нейтральная, третья комфортная.

Знак тоже можно измерять в баллах: например от -5 до +5 (или от -10 до +10). Подберите себе подходящую шкалу.

При этом обратите внимание, что эмоция это скорее не точка в этих координатах, а область: одним и тем же словом мы называем целую кучу состояний. И я надеюсь, что немного потренировавшись вы начнете замечать нюансы и поймете, что такое двухмерное представление слишком убого для описания человеческих чувств.

Итак, возьмите лист бумаге, нарисуйте на нем оси координат и обозначьте 'области' эмоций (учтите, что некоторые области могут перекрывать друг друга). Можно так же для каждой подобрать цвет и шрифт.

 

Описание эмоций.


Распишите 7-8 эмоций в терминах ощущений (более конкретно – в терминах кинестетических субмодальностей ). Желательно разного знака и интенсивности. Например:

грусть: легкая вибрация в лице и плечах, расслабление в плечах, и руках, тепло в области солнечного сплетения, легкое жжение в области глаз.

спокойствие: тянущее ощущение в затылке, расслабление в области пресса, тепло снаружи бедер...

Старайтесь быть максимально точными и отмечайте даже слабые ощущения. Отметьте, если ощущения 'передвигаются': очень часто они зарождаются в одной области, потом как бы 'перетекают' в другую, где мы их обычно и замечаем.
 

Критические субмодальности .


Далее вам необходимо попробовать определить две базовые критические субмодальности:

 

1. Для интенсивности


То есть какая субмодальность определяет интенсивность переживания. Часто это бывает 'сила' ощущения: чем холоднее - тем интенсивнее переживание; иногда встречается место: чем выше, тем сильнее; иногда размер: чем большую площадь ощущение захватывает, тем оно интенсивнее...

 

2. Для знака


Буквально, при помощи какого ощущения вы определяете, что это переживание приятное, а это дискомфортное? Мы же должны как это для себя решить.

Здесь гораздо больше самых разных вариантов, например: теплые ощущения '+' а холодные '–'; если выше солнечного сплетения, то '+' а ниже – '–'; ощущения которые распространяются от цента приятные, а которые 'сжимаются' – неприятные и т.д.

Учтите, что скорее всего будет только одна субмодальность для каждого критерия и они будут подходить почти для всех переживаний.

 

Вопрос на интерес?


Что происходит с эмоциями, если им поменять знак (не меняя интенсивности)? То есть существует ли для них осевая симметрия (относительно оси интенсивности)?

 

Тренировка.


После того, как вы определите критические субмодальности для интенсивности и знака, начинайте тренироваться управлять ими.

 

1. Список эмоций.


Создайте себе список эмоций, с которыми вы хотите поработать. Учтите, что управление неприятными эмоциями тоже стоит тренировать, хотя бы для того, чтобы из них научиться выходить. Для начала хватит 7-9.

 

2. Управление.


Берите эмоции по одной и меняйте интенсивность переживания (до границ области).

Аналогично для знака: доводите до максимума, потом до минимума (в границах области). 3-4 раза для каждой эмоции.

 

3. Смена знака.


Потренируйтесь менять знак эмоции без смены интенсивности. 3-4 раза для каждой эмоции.

 

4. Выход.


Вызывайте эмоцию, и уменьшайте интенсивность до 0. 5-7 раз для каждой эмоции.

Аналогично для знака.

 

5. Удержание состояния.


Удерживайте нужный уровень интенсивности определенное заданное время. Начните с 3-5 минут, и доведите до 15.

Аналогично для знака.

 

6. Тренировка на местности.


Начинайте тренировать управление эмоциями в конкретной ситуации. Все предыдущие упражнения попробуйте выполнять в реальных 'сложных' ситуациях.
 

 

Источник: trenings.ru