Эта часть статьи посвящена, как уже было сказано, калибровке, то есть определению той репрезентативной системы, в которой находится человек и субмодальностей данного конкретного опыта.
Перед самой моделью BAGEL давайте поймем несколько важных отправных точек:
Человек использует внутренние репрезентации чего-либо, если не имеет доступа к опыту в данный момент. То есть, он будет извлекать что-либо из памяти, только если этого нет здесь и сейчас.
Когда вы калибруете репрезентативные системы, имейте в виду, что часто можно разделить их на ведущую, главную, референтную и развитую репсистемы.
Первичная репсистема - эта та, которую человек предпочитает. Это ее имеют в виду, говоря: " Он - кинестетик " , " Она - визуал ". Ее он осознает лучше всего. Для запоминания информации человек обычно использует ее (аудиал попросит повторить, кинестетик - записать, визуал - показать).
Ведущая репсистема - та, с которой он обычно начинает поиск. апример, человека просят сказать, какое мороженое ему нравится, а он сначала должен представить его (В), а потом уже почувствует вкус (К). Его попросят вспомнить любимую мелодию, а он сначала представит ноты (В), а потом услышит ее (А). Без доступа к ведущей системе человек не может добраться до остальных. Очевидно, в данном случае это визуальная репрезентативная система.
Главная и ведущая репсистемы часто совпадают. Если же это не так, то ведущая обычно не осознается.
Референтная репсистема - та, от которой человек узнает, например, правильно ли написание слова. Она используется для получения ответов и решений. Обычно, это кинестетика, но, разумеется, бывает всякое. Проще всего ее определить вопросами вроде: " Тебя зовут Саша ? ", " Как ты узнаешь, что слово написано неверно? " (Обычно по К -мета).
Наиболее развитая репрезентативная система - та, в которой больше всего субмодальностей, то есть с помощью нее человек может делать наибольшее число различий. Она может как быть первичной, так и не осознаваться: некоторые люди имеют большую способность к визуализации, однако они не отдают себе в ней отчета.
В начальных попытках распросить 'клиента' и считать стратегию, можно натолкнуться на проблему неосознавания внутренних процессов. Тут есть много путей. Один из них - это спрашивать их и спрашивать, пока они не поймут, о чем речь, и не обратят фокус внимания внутрь себя. При вопросах, естественно, нужно калибровать их невербальные реакции и, при необходимости, помогать. апример, если 'клиент' явно видит некоторую картину справа вверху от себя, можно на нее указать и/или cпросить с пресуппозицией: 'Что он видит там-то и там-то...' и так далее, по обстоятельствам. Полезно заранее откалибровать да/нет 'клиента'. Тогда, например, будут кстати вопросы типа: "Ты говоришь это себе?" и получения невербального да/нет до официального 'не знаю'.
Помните: Любая реакция, полученная в первые полсекунды после вопроса, почти наверняка бессознательна ! Используйте это !
Калибровка субмодальностей - весьма тонкая материя, но, когда человек представляет себе большую и яркую картину, его голова обычно идет назад и вверх, когда картинка маленькая - как будто он смотрит вдаль и т п. Попробуйте, практика может все 8-). y а теперь модель BAGEL:
B Body Posture Поза
Люди, погруженные в переживание, часто принимают привычные для себя позы, которые, в свою очередь, могут рассказать об используемых репсистемах. Вот несколько типичных примеров:
Поза
Туловище откинуто назад, голова приподнята, плечи прямые или слегка опущены.
Посадка прямая, или с наклоном вперед, плечи отведены назад, 'телефонная поза', голова наклонена.
Поза расслабленная, голова и плечи опущены, сидит с наклоном вперед.
A Accessing cues Ключи доступа
Когда человек размышляет, он совершает определенные движения, многие из которых, хотя и требуют калибровки под конкретного человека, можно относить к определенным сенсорным процессам.
Ключи
Дыхание поверхностное, учащенное, скошенный взгляд, повышенный тон голоса и ускоренный темп речи.
Полное, диафрагментальное дыхание, брови сдвинуты, меняющиеся тон голоса и темп речи.
Глубокое брюшное дыхание, голос низкий, глубокий с придыханием, замедленный темп речи.
G Gestures Жесты
Характерные жестыамы и прикосновения часто напрямую указывают на задействованные системы.
Жесты
Прикосновения к уголкам глаз и жесты над глазами. Движения немного скованные, на уровне верхней части туловища.
Жесты в сторону ушей, прикосновения к губам или подбородку. Движения на среднем уровне. При внутреннем диалоге касание рта ( 'Роденовский мыслитель' )
Прикосновения к грудии животу, плавные движения на уровне нижней части туловища, прямые прикосновения к объекту ощущений.
E Eye movements Движения глаз
Не буду заостряться. Найдете где угодно.
L Language patterns Языковые модели
Особые глаголы ('предикаты'), выбор которых обычно происходит бессознательно, тоже могут весьма конкретно указывать на задействованные репсистемы.
Типичные предикаты
видеть глядеть наблюдать ясный яркий рисовать смутный высвечивать
показывать слышать слушать звучать резонирующий громкий выражать
шумный звонить говорить хватать прикасаться чувствующий твердый
тяжелый обращаться грубый соединять двигаться
Откалибровать задействованную репрезентытивную систему можно уже по одному из этих признаков ( например, слепые ЛПеры могут делать это по голосу ;-) Причем вполне успешно), вся же метастратегия BAGEL - прекрасный инструмент.
Субмодальности, конечно, заслуживают отдельного и БОЛЬШОГО разговора, как незаменимая вещь при моделировании микростратегий, но это как-нибудь в другой раз. Пока же просто замечу, что это характеристики образов/звуков/ощущений, и ими кодируется отношение к данному опыту. апример, интенсивность, значимость образа может зависеть от его величины, яркости, местоположения и т п...
Здесь же привожу этот, разумеется, не полный, но, надеюсь, полезный, список субмодальностей:
Перспектива (точка зрения) Размер Ассоциированный Диссоциированный Цветной Черно-белый Передний план Задний план Насыщенность (живость) Я/контекст Баланс цветов или оттенков Частота или количество (разделенный экран или множественные образы) Очертания Расположение Рамка Панорама (угол зрения) Расстояние Аспектное отношение (высота к ширине) Контраст Четкость Ориентация (наклон, вращение и т. д.) Фокус Длительность Плотность ("зернистость", фрагментарность) Движение (слайд-фильм) Скорость Прозрачный Непрозрачный Направление Мерцание Трехмерный Плоский Направление освещения Горизонтальная или вертикальная опора Симметрия Дискретный (печатный) Блеск Увеличение Яркость Текстура Высота Расстояние Темп (скорость) Контраст Громкость Фигура-фон Ритм Четкость Непрерывный или прерывающийся Количество Симметрия Тембр или тональность Резонанс с контекстом Дискретный (слова) Источник внешний-внутренний Ассоц.-диссоциированный Моно-стерео Длительность Расположение Монотонность Давление Движение Расположение Длительность Протяженность Интенсивность Текстура Форма Температура Частота (темп) Количество Размер