Несмотря на название, данная техника разрушает якоря на любые сильные переживания (в том числе и положительные): страх, ненависть, любовь, восторг, счастье, удивление и т.д.
1. Создание мощного ресурсного якоря.
Оператор помогает Клиенту получить доступ к мощному положительному переживанию (переживаниям) и якорит это состояние. Якорь должен быть Кинестетическим.
В процессе выполнения техники Оператор удерживает положительный якорь. Клиент должен при просмотре фильма чувствовать себя достаточно комфортно. Если нет - добавьте ресурсных состояний на тот же якорь.
2. Диссоциация.
а) 1-я ступень.
Оператор предлагает Клиенту вспомнить 2 события (в виде слайдов на экране): одно до события, когда Клиент ещё был в ресурсе ( черно-белый слайд) и после, когда он пришел в себя и уже был в ресурсе ( цветной слайд).
а) 2-я ступень.
Предложите Клиенту мысленно встать позади себя, сидящего в кинотеатре и смотрящем на экран. Наблюдать можно и с последнего ряда кинотеатра, и из будки киномеханика.
- Если вы замечаете, что Клиенту трудно диссоциироваться, то вы можете установить ему якорь на состояние диссоциации.
3. Быстрый просмотр черно-белого фильма.
Находясь во 2-й ступени диссоциации Клиент просматривает черно-белый фильм, начинающийся со слайда №1 и заканчивающийся слайдом №2.
- Весь фильм черно-белый, за исключением слайда №2 – он цветной!
Клиент просматривает фильм несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость просмотра. После этого эта процедура повторяется, до тех пор, пока Клиент не научится делать все очень быстро.
4. Просмотр задом на перед.
Находясь во 2-й ступени диссоциации Клиент очень быстро просматривает черно-белый фильм, от слайда № 1 до слайда №2 (рис п.3)
после чего ассоциируется с цветным слайдом №2. После ассоциации со слайдом №2, Клиент быстро проживает (ассоциированно) все события задом на перед от слайда №2 до черно-белого слайда №1. Дойдя до слайда №1 Клиент сразу переходит во 2-ю ступень диссоциации. После этого экран гасится.
Порядок просмотра:
Диссоциация | Черно-белое кино от слайда № 1 практически до слайда №2. |
Ассоциация | Ассоциация в цветной слайд №2 Быстрый просмотр фильма задом наперед от слайда №2 до слайда №1 |
Диссоциация | Быстрая диссоциация Экран гасится |
Клиент проходит этот процесс несколько раз, пока у него не получится достаточно быстро.
5. Проверка.
Предложите Клиенту подумать о бывшем источнике фобической реакции и калибруйте его физиологию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку.
6. Подстройка к будущему.
Предложите Клиенту представить возможную встречу в будущем с источником бывшей фобической реакции или подумать о возможности возникновения подобной ситуации и выясните его варианты поведения при этом. Добейтесь от Клиента точной сенсорной информации о “критериях осторожности”: как он будет понимать, когда ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.
Комментарии.
ФОБИЯ: Непреодолимый навязчивый страх; состояние, характеризующееся таким немотивированным страхом.
Страх и фобия.
Фобическая реакция – пример "мгновенного" научения. Её можно описать как быстрое создание устойчивого якоря (условного рефлекса). Увидел паука – напугался – теперь пугаюсь постоянно.
Страх же больше похож на постепенное обучение. Сначала человек учиться бояться немного (началом может послужить даже не конкретная ситуация, а "предположение" о такой ситуации), потом сильнее и сильнее. В конце он может получить вполне интенсивное переживание. В процессе образования страха обычно большую роль играет внутренний диалог (Ад).
Например, человек шёл вечером домой и сказал себе (Ад): "Вот я сейчас иду по тёмной улице, а на меня ведь могут напасть". Потом он мог начать представлять себе, как это может произойти (ВК + АК ). В течении времени он мог обращать внимание на сообщения новостей и статьи в газетах. Возвращаясь в другой раз он мог подумать
Учтите, что техника "Быстрое лечение фобий" может работать как с фобиями, так и со страхами.
Названия для фобий.
Для многих страхов и фобий придуманы красивые научные названия:
агорафобия - страх открытого пространства;
акнефобия - страх перед появлением на коже угрей;
апейрофобия - страх перед бесконечностью;
арахнофобия - страх перед пауками;
бромгидрофобия - боязнь, что окружающие могут заметить дурной запах;
винофобия - навязчивый страх употреблять вино;
гидрофобия - боязнь воды;
гленофобия - боязнь взгляда куклы;
интимофобия - страх перед выключением осветительных приборов;
канцерофобия - страх заболеть раком;
кейрофобия - навязчивый страх у парикмахеров, боязнь порезать клиента;
клаустрофобия - страх закрытых помещений;
ксенофобия - страх незнакомого;
мизофобия - боязнь загрязнения;
микрофобия - страх маленьких предметов;
никтофобия - страх темноты;
тениофобия - боязнь заразиться глистами;
теофобия - боязнь бога, божьей кары, божьего вмешательства в судьбу;
харпаксофобия - боязнь разбойников;
хипенгиофобия - боязнь ответственности;
фотофобия - страх света;
эрейтофобия - страх покраснеть;
эйхофобия - боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания.
Экологическая проверка и вторичные выгоды.
Здесь описано только паттерн изменения. Как и для любой техники нужно выяснить намерение и вторичные выгоды поведения и помочь найти Клиенту другие способы их реализации.
Обучение.
Для выполнения данной техники требуется несколько навыков:
Первый навык – умение многомерной диссоциации.
Второй навык – ассоциированное проживание события в обратном порядке.
Третий навык – быстрая ассоциация в визуальный образ и быстрая диссоциация из него.
Для второго навыка требуется ещё умение диссоциированного просмотр событий задом на перёд.
- Хотя, возможно, ассоциированному перепроживанию событий можно научиться и другим способом.
Многоступенчатая диссоциация.
Сначала Клиент обучается диссоциироваться от неприятных переживаний. В принципе, это не обязательно должна быть двухступенчатая диссоциация – этих ступеней может быть и одна, и три, и шесть. Оператор калибрует состояние Клиента и выбирает такое количество ступеней диссоциации, чтобы Клиент был в достаточно (насколько это возможно в данной ситуации) комфортном состоянии.
Иногда полезно добавить "метафоры управления": например, на последнем этапе Клиент становится киномехаником, который управляет показом фильма и может выключить его в любой момент. Как вариант, можно сначала посадить Клиента перед телевизором, потом он мысленно встаёт у него за спиной с пультом от видеомагнитофона или
DVD -проигрывателя, а по телевизору показывается фильм о "проблемной" ситуации. В любом случае, у Клиента в последней ступени диссоциации будет "символ управления" (пульт видеомагнитофона, кнопки управления кинопроектором), причём управлять он должен именно показом фильма о проблемной ситуации.
По видимому, многомерная диссоциация нужна для сильных негативных переживаний. В том случае, если вы работаете с не слишком интенсивными негативными или положительными переживаниями может быть достаточно одномерной диссоциации. В любом случае, это в первую очередь определяется по калибровке Клиента.
Паттерн разрушения сильного якоря.
Задача данного паттерна – разрушить сильный якорь. Другие паттерны разрушения якорей (коллапс, переякорение) по видимому, плохо работают с "сильными" якорями. При этом данный паттерн можно применять не только для разрушения фобических реакций, но и якорей на любые другие интенсивные переживания: страх, влюблённость, ярость и т.д.
Собственно, сам паттерн описан на 4 шаге техники: клиент "впрыгивает" в кадр, когда он уже не испытывает проблемного переживания, быстро перепроживает проблемную ситуацию задом на перёд, до момента до её начала, потом диссоциируется.
Демонстрация.
Тренер: - Кто хочет избавиться от страха? Желательно, чтобы это был достаточно сильный страх.
Клиент: - Я боюсь машин.
Т: - И давно это у тебя?
К: - Около года.
Т: - Оля, а насколько сильно ты их боишься?
К: - Я стараюсь на них не ездить.
Т: - А как же ты сюда добралась?
К: - На метро.
Т: - То есть ты боишься только ездить на легковых машинах?
К: - Не столько ездить - я к ним и подходить опасаюсь.
Т: - А автобусы, троллейбусы, трамваи?
К: - С ними всё нормально.
Т: - Грузовики?
К: - Тоже всё нормально.
Т: - И давно это у тебя?
К: - Около года.
Т: - Итак, правильно ли я понимаю ситуацию – ты боишься ездить и даже приближаться к легковым машинам. И ты хочешь это изменить?
К: - Да, я хочу это изменить.
Т: - А как ты их боишься? Ты вообще ими не пользуешься, или боишься только подходить?
К: - Я боюсь именно подойти к ним. (Тренер устанавливает К якорь Я<sup>- ). Муж меня возит на машине, но сама я к ней не подхожу.
Т: - Хорошо. Посмотри вокруг. (Проверяет якорь Я- ). Хорошо. Оля, для начала подумай о чём-то приятном. О чём-то действительно комфортном. Прочувствуй это максимально сильно. … (Ставит К якорь Я+ ) Отлично! Вернись сюда, в эту комнату. (Проверяет якорь Я+ ). Что это было?
К: - Я бы назвала это комфортом.
Т: - Прежде чем ты научишься относиться к легковым машинам так, как они этого действительно заслуживают, мне бы хотелось узнать – что именно в них такого опасного? Чего стоит опасаться?
К: - Ну. Я … Они могут тебя сбить.
Т: - То есть ты опасаешься, что легковая машина может тебя сбить? Ты знаешь, я тоже этого опасаюсь. Правда это не мешает мне на них ездить.
К: - Я головой понимаю, что бояться так сильно их не стоит. Но я ничего не могу с собой сделать.
Т: - Ничего, сегодня ты разберёшься с отношением с легковыми автомашинами. Ты сможешь подобрать переживание, которое тебя вполне устроит. Но подумай, что ещё тебе даёт то, что ты избегаешь легковых машин? Что ты ещё от этого получаешь?
К: - Первое, что приходит в голову – я могу не обучаться водить машину. И не водить. Муж сам отвозит утром детей в школу. И меня подбрасывает к метро.
Т: - И что это такое для тебя – когда муж отвозит детей в школу и подбрасывает тебя к метро?
К: - Проявление внимания, забота. Да, проявление внимания.
Т: - Итак, ты получаешь проявление внимания со стороны мужа. А что ещё?
К: - Так как я стараюсь не ездить на машинах, я не попаду в трудную ситуацию. Ну, знаете, поймала машину. А тебя завезли не туда. Изнасиловали. Ну и так далее.
Т: - И что ты получаешь, от того, что не попадаешь в трудную ситуацию?
К: - Это понятно – безопасность.
Т: - Итак, своё опасение машин ты можешь использовать для получения внимания от мужа и для обеспечения собственной безопасности? Есть ещё что-то?
К: - Нет, это наверно всё.
Т: - А может тогда всё так и оставим – столько пользы?
К: - А можно пользу оставить, а страх убрать?
Т: - Хорошо, давай попробуем. Как я понимаю, ты хочешь не просто избавиться от страха, а научиться определять степень опасности конкретной ситуации?
К: - Да, наверно так. Когда я боюсь переходить дорогу с несущимися машинами или садиться в машину с парой здоровых мужиков – это имеет смысл. А если я опасаюсь переходить дорогу на зелёный свет, когда машины стоят – это просто глупо. Или садиться в машину с мужем.
Т: - Ну что же. Давай сначала избавимся от страха. А потом подберём те варианты поведения, которые тебя больше устроят в конкретных ситуациях.
Сначала нам нужно сделать небольшой фильм. Возьми ситуацию, когда ты последний раз боялась легковых машин.
К: - Когда сюда шла – я боялась переходить улицу.
Т: - Вспомни момент до перехода улицы, когда ещё всё хорошо.
К: - Да, я иду от метро.
Т: - Сделай фотоснимок: Оля идёт от метро. То есть, ты видишь себя со стороны. И пусть это будет чёрно-белый снимок.
К: - Да, я сделала. Такая чёрно-белая фотография.
Т: - Теперь подумай о ситуации, когда ты уже не боялась. И сделай цветную фотографию этого момента.
К: - Да. Вхожу в здание.
Т: - Замечательно. Следующее. Наверняка, у тебя есть видеомагнитофон.
К: - Да, есть.
Т: - Представь, что ты смотришь по телевизору кассету, которую воспроизводит видеомагнитофон. На кассете какой-то фильм про тебя.
К: - Да, представила.
Т: - А теперь представь, что ты наблюдаешь за собой, смотрящей фильм про себя. И в руках у тебя пульт управления видеомагнитофоном. Ты можешь остановить фильм, прокрутить его быстрее или медленнее, вперёд или назад.
К: - Я вижу себя, смотрящую фильм о себе?
Т: - Да, именно так.
К: - Да, представила.
Т: - Поэкспериментируй с пультом управления: ты можешь прокрутить фильм быстрее или медленнее, остановить его и даже выключить видеомагнитофон.
К: - Попробовала.
Т: - Сейчас ты посмотришь фильм о себе, как ты сегодня шла от метро сюда. Фильм будет чёрно-белый: начинается с кадра как ты выходишь из метро, потом переходишь улицу, потом входишь в здание. Последний кадр цветной. И самое главное, ты будешь просматривать этот фильм быстро. Я бы сказал очень быстро. Итак, ставь кассету. (Воспроизводит и удерживает Я<sup>+ ). Сейчас пойдёт ускоренный чёрно-белый фильм про то, как Оля идёт от метро. И ты наблюдаешь за собой, смотрящей этот фильм по телевизору. Готова?
К: - Да.
Т: - Запускай.
К: - Да, просмотрела.
Т: - (Снимает Я+ )Насколько комфортно тебе было смотреть?
К: - Достаточно. Но немного чувствовался страх.
Т: - А что помогло бы тебе чувствовать себя более комфортно? Плюс к этому состоянию (воспроизводит Я+ )
К: - Возможно, уверенность в себе. И спокойствие. Расслабленность.
Т: - Почувствуй себя максимально спокойной, на сколько только это можно. Ещё, ещё более спокойной. (Устанавливает Я+ ). Встряхнись, посмотри вокруг. Теперь почувствуй уверенность в себе. Просто гигантскую уверенность в себе. Колоссальную. (Устанавливает Я+ ). Хорошо, вернись сюда. И, расслабленность. Ты совершенно расслаблена. На сколько это вообще возможно. (Устанавливает Я+ ). Отлично. Давай посмотрим, что получилось. (Воспроизводит Я+ ). Как тебе это теперь?
К: - Ух. Хорошо.
Т: - Вернёмся к фильму. Просмотри его ещё несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость. В конце ты его должна просмотреть очень быстро. Ты вышла из метро, вжик – и ты входишь в здание.
…
К: - Да, просмотрела.
Т: - (Снимает Я+ )Было ли тебе достаточно комфортно просматривать фильм.
К: - Да, сейчас вполне нормально.
Т: - Скорость просмотра было большой?
К: - Да, очень.
Т: - (Воспроизводит и удерживает Я+ ). Хорошо, просмотри фильм ещё раз на большой скорости, только задом на перёд. Ты двигаешься спиной, машины едут назад…
К: - Хм, забавно.
Т: - (Снимает Я+ )Сначала я расскажу, а потомты сделаешь следующее. Сначала ты быстро просматриваешь фильм от того момента как ты вышла из метро и до того момента, как входишь в здание. Потом ты мысленно "впрыгиваешь" в цветную фотографию, где ты входишь в задние, и ты проживаешь этот фильм в обратном порядке изнутри, ассоциированно. Мысленно двигаешься назад, и видишь как едут машины задом на перёд, и вот ты подходишь спиной к выходу из метро… И тут ты выпрыгиваешь из фильма обратно, в себя, с пультом управления в руках. И выключаешь магнитофон. Готова? (Воспроизводит и удерживает Я+ ).
К: - Да, я сделала это.
Т: - Это было быстро?
К: - Не очень.
Т: - Делай это столько раз, сколько тебе потребуется сделать это очень быстро.
...
К: - Теперь очень быстро.
Т: - (Снимает Я+ )Хорошо, подумай теперь о легковых машинах.
К: - Ну, машины как машины.
Т: - (Воспроизводит Я- - реакции нет). Что ты сейчас чувствуешь, когда думаешь о них?
К: - Да ничего особо.
Т: - Хорошо, теперь подумай о следующем. По-видимому, есть некоторое количество ситуаций с машинами, в которых тебе следует быть бдительной.
К: - Да, например когда даже зажегся "зелёный человечек", следует посмотреть "не едет ли кто?". Да и когда переходишь улицу без светофора. И если я собираюсь ехать в машине – стоит оценить, насколько безопасно мне ехать с данным человеком.
Т: - Что тебе будет сообщать о том, что стоит быть бдительной? Это должно быть что-то достаточно сенсорное.
К: - Вижу машину или машины на дороге. А в случае, когда я сажусь в машину – оценка водителя. У меня достаточно чёткие представления о том, с кем стоит ехать, а с кем – нет.
Т: - И что ты делаешь, когда видишь машину на дороге? Представь, ты собираешься перейти на другую сторону…
К: - Я чувствую … что-то вроде предупреждения. Какое-то волнение внутри. И начинаю оценивать ситуацию.
Т: - Представь себе, что ты собираешься поймать машину.
К: - Я встаю на дороге. Поднимаю руку. Останавливается машина…
Т: - Что происходит в этот момент внутри тебя?
К: - То же чувство, что и при переходе улицы – только более острое. И я себе чётко говорю: "Нет!", или: "Да, можно". В зависимости от того, кого я вижу за рулём.
Т: - И что ты делаешь?
К: - Если нет – машу, мол, проезжай. А если "Да" – то начинаю договариваться с водителем. Если мне что-то не нравится во время разговора, я тоже могу сказать "Нет".
Т: - Хорошо, теперь подумаем о вождении машины.
К: - Я уже подумала. У нас одна машина, так что у мужа будет возможность проявить внимание и отвезти детей в школу, а меня – к метро. Но зато, если я научусь водить, я смогу ездить по делам.
Т: - Тебя устраивает то, что получилось?
К: - Да, вполне.
Т: - Спасибо.
Ответы на вопросы.
- Почему якоря должны быть именно кинестетическими?
Т: - Кинестетические якоря наиболее надёжны в данной ситуации.
- Зачем устанавливать якорь на фобическую реакцию?
Т: - Для проверки эффективности техники. Если фобия разрушена – разрушится и этот якорь. То есть на воспроизведение стимула практически не будет никакой реакции.
- Почему сразу было не установить очень сильный положительный якорь?
Т: - Вы его и устанавливаете достаточно сильным. Но и этого может не хватить. Тогда вы добавляете ресурсов до тех пор, пока Клиенту не будет достаточно комфортно просматривать фильм.
- Обязательно нужно искать намерение и вторичные выгоды?
Т: - Конечно. Фобическая реакция защищает. Вот только не всегда опасность пропорциональна интенсивности реакции. Но проявлять бдительным большинстве случаев всё-таки стоит.
- С какими ещё переживаниями работает эта техника?
Т: - Страхи, влюблённости, раздражение, восторг и так далее
- Но ведь восторг – положительное переживание?
Т: - И что с того, что это переживание человеку нравится? Оно может очень сильно вредить в жизни. Например, восторг может быть просто неуместен в определённых ситуациях. Представьте себе женщину лет сорока, восторгающуюся любым ребёнком, попавшимся на дороге. Это может сильно напрягать её родственников и соседей. Да и её саму тоже.
- Нужна ли многомерная диссоциация в случае восторга?
Т: - Калибруется по состоянию Клиента. Может именно в этом случае вам потребуется трёх- или четырехмерная диссоциация.
- Сильно ли отличается техника, в случае страха или фобии?
Т: - Практически не отличается. Состояния в обоих случаях очень близкие, а страх или фобия – это история. При желании можно покопаться в структуре, чтобы понять как эта штука работает. Но в контексте выполнения техники различий практически не будет.
Источник: trenings.ru