HЛП-технология в поэтическом твоpчестве

В течении последних десятилетий мы имеем возможность наблюдать процесс постепенного проникновения психотехнологий в различные сферы человеческой деятельности. Неудивительно, что рано или поздно они должны были соприкоснуться и с творческими изысканиями.

Действительно, почему бы и нет? В конечном счете, художественное произведение - это, прежде всего, определенный текст, такой же как и, например, выступление оратора или рекламный проспект.

Стоп, стоп, стоп! Я совсем не это имел ввиду! Я просто хотел сказать, что и первое, и второе, и третье - это объективизация идеи в виде знаковой системы, напрямую связанной с общением. С вербальным общением. Понимаете, к чему я клоню?

В принципе, не думаю, что совершу сногсшибательное открытие, когда скажу, что поэзия - это не что иное, как придание мысли определенной формы, для наилучшего ее восприятия. Позволю себе процитировать несколько строк из программного документа Содружества поэтов-эстетиков:

"3. О ритме, гармонике стиха: Ритм и гармоника стиха неотделимы от формы и смысла. В одних стихотворениях существует гармоничный ритм для придания формы, или дисгармоничный для подчеркивания смысла."

Знаете какое в этих строчках ключевое слово? Это слово "ритм". Именно этот термин позволяет нам перейти от чисто художественных и эстетических размышлений к психологии, а, точнее, к нейролингвистическому программированию (НЛП).

Действительно, ритм, создаваемый в стихотворении, способствует восприятию содержания. Умело оперируя с ритмом и структурой стихотворения можно добиться появления у читателя более яркого и целостного восприятия. Как это не парадоксально, поэзия - это первая (первая ли?), хотя и очень специфичная, психотехнология. Теория стихосложения даст сто очков вперед многим изысканиям современных психологов.

Не удержусь от примера. Вот два замечательных стихотворения Максимилиана Волошина, которые, надеюсь, убедят вас в правоте моих слов.

Теперь я мертв. Я стал строками книги. В твоих руках ... И сняты с плеч твоих любви вериги, Но жгуч мой прах. Меня отныне можно в час тревоги Перелистать, Но сохранят всегда твои дороги Мою печать. Похоронил я сам себя в гробницы Стихов моих, Но вслушайся - ты слышишь пенье птицы? Он жив - мой стих! Не отходи смущенной Магдалиной - Мой гроб не пуст ... Коснись единый раз на миг единый Устами уст.

 

Теперь я мертв. Я стал строками книги.
   В твоих руках ...
И сняты с плеч твоих любви вериги,
   Но жгуч мой прах.
Меня отныне можно в час тревоги
   Перелистать,
Но сохранят всегда твои дороги
   Мою печать.
Похоронил я сам себя в гробницы
   Стихов моих,
Но вслушайся - ты слышишь пенье птицы?
   Он жив - мой стих!
Не отходи смущенной Магдалиной -
   Мой гроб не пуст ...
Коснись единый раз на миг единый
   Устами уст.


 

Голова madame de Lamballe.

Это гибкое, страстное тело
Растоптала ногами толпа мне
И над ним надругалась, раздела ...
И не тело
Не смела
Взглянуть я ...
Но меня отрубили от тела,
Бросив лоскутья
Воспаленного мяса на камне ...

И парижская голь
Унесла меня в уличной давке,
Кто - то пил в кабаке алкоголь,
Меня бросив на мокром прилавке ...

Куафер меня поднял с земли,
Расчесал мои светлые кудри,
Нарумянил он щеки мои,
И напудрил ...

И тогда, вся избита, изранена
Грязной рукой
Как на бал завита, нарумянена,
Я на пике взвилась над толпой
Хмельным тирсом ...
                    Неслась вакханалия.
Пел в священном безумье народ.
И, казалось, на бале в Версале я ...
Плавный танец кружит и несет ...

Точно пламя, гудели напевы,
И тюремною узкою лестницей
В башню Тампля к окну королевы
Поднялась я народною вестницей ...

 

В книге "НЛП: В свободном полете" молодого автора С.Горина, известного нам по смелым экспериментам со своим имиджем, приводится любопытная песенка А.Иващенко и Г.Васильева:

 

Уронили Мишку на пол,
Раз, два, три, четыре пять,
Оторвали Мишке лапу,
Вышел зайчик погулять...
Все равно его не брошу
Вдруг охотник выбегает,
Потому что он хороший,
Прямо в зайчика стреляет!


Забавно, не правда ли? Скорее всего, вы не впервые сталкиваетесь со спиральными технологиями. Использование таких конструкций ослабляет сознательный контроль читателя, способствует чувственному восприятию мыслей и образов автора. Не удержусь от соблазна похвастаться своим творчеством.

 

     * * *  
В небесах манящие
Огоньки зажглись.
Звездочка блестящая
Вдруг упала вниз.
Ива остролистая
Стынет на ветру.
Звездочку лучистую
Я в траве найду.
Звонкий дождик каплями
Хлещет по плащу.
Звездочку хрустальную
В небо отпущу.
Пусть до самой старости
Много-много лет
Всем приносит с радостью
Свой волшебный свет.

 

Вообще, надо сказать, что детская поэзия - это вообще огромная кладезь уникальных психологических методик. Вспомним, хотя бы, Агнию Барто или Юнну Мориц с их ненавязчивыми гипнотическими трюизмами или Корнея Чуковского, методика которого основывалась на таком приеме как дестабилизация состояния (кстати говоря, отдельного упоминания тут заслуживают нещадные эксплуататоры гипнотического подхода - футуристы - Велимир Хлебников, Игорь Северянин и др.)

Йэх. Что-то не хочется дописывать эту длинную телегу... И в довершение еще одна моя маленькая композиция...
 

       * * *  
Стол и горящие свечи.
Рюмка бесшумно упала.
Тучами хмурится вечер.
Только ведь этого мало...
Тоже мне: рюмка упала,
Рюмка упала-разбилась.
Стрелка секундная стала,
Стрелочка остановилась.
Тучами хмурится вечер
Сквозь приоткрытые веки.
В памяти нашей невечной
Время застыло навеки...