Знакомство с НЛП

Представьте себе, что бы вы делали, если бы вам достался кухонный комбайн без инструкции.

Но любая машинка, конечно, ерунда по сравнению с нашими невероятно сложными мозгами (даже трудно вообразить, насколько быстрее они вертятся).

Вышло так, что у каждого из нас в черепе установлен самый сложный из когда-либо существовавших компьютеров, а приложить к нему инструкцию никто не додумался. Неудивительно, что мы рискуем столкнуться с неудачей, изменяя режим его работы даже в простейших случаях.

Как по-вашему, далеко бы вы уехали, в первый раз сев за руль, если бы никто не подсказывал вам, что делать? Скорее всего, до ближайшего кювета или фонаря.

Как же НЛПисты узнают то, что нужно знать, чтобы успешно управлять нашими собственными разумами?

Нейролингвистическое программирование (НЛП) изучает структуру того, как люди думают и воспринимают мир. Очевидно, что структуру чего-то столь субъективного нельзя описать точными математическими формулами, но тем не менее можно смоделировать то, как все это работает. На основе этих моделей и были разработаны техники, позволяющие вам быстро и эффективно изменять мысли, поведения и убеждения, которые вас ограничивают.

Внимание! Следующий абзац содержит длинные, уродливые и непонятные слова, придуманные лингвистом. Это единственный известный мне недостаток НЛП, и мы ночи не спим, пытаясь его устранить. Будем благодарны за отеческий совет.

Многие модели НЛП были созданы при изучении людей, делавших что-либо с изысканным совершенством. Такие модели, как, например, метамодель, метапрограммы, острота восприятия, модель Милтона, системы представления и субмодальности предоставляют множество различных инструментов для изменения себя и других.

Тот, кто хочет создать модель действительно хорошего вождения машины, может так подойти к работе с экспертами в этой области деятельности: вместо того, чтобы спрашивать опытного водителя: 'Как ты водишь машину?' ('Очень хорошо вожу!') - он может сконцентрироваться не на содержании того, что они делают, а на глубинной структуре того, как они представляют себе вождение, во что они верят и как относятся к вождению, какими стратегиями они пользуются, принимая решения, как часто они меняют масло (нет, это лишнее), и многих других факторах.

Попробуем для примера того, как работает модель, использовать нечто под названием субмодальности. Зная, как мы воспринимаем мир нашими пятью чувствами, мы можем понять, как некоторые люди могут быть в некой ситуации на высоте, а у других это не выходит. Стоит вам узнать, как те, что остаются на высоте положения, настраивают свое представление о ситуации, и вы запросто научите остальных делать то же самое.

Пример. Представьте себе огромного паука, раскачивающегося у вас прямо под носом. Теперь уберите эту гадость (прошу прощения, я не хотел, чтобы этот образ там застрял). Обычный способ, которым люди создают фобическую реакцию на пауков и все такое прочее - представить себе совершенно огромного паука, и притом ну уж чересчур близко.

Пауки - малюсенькие и очень хорошо воспитанные существа, которые боятся вас значительно больше, чем вам бы следовало их, но попробуйте доказать это кому-нибудь, у кого именно эта фобия.

Да, а почему эти люди не замечают образов, которые создают? Распространенное мнение состоит в том, что мы не обращаем внимания на то, что происходит в нашем подсознании. Если принять в расчет то огромное количество информации, что ваш мозг обрабатывает ежедневно, - вероятно, это и к лучшему, что мы не слишком об этом задумываемся (в противном случае мы все, скорее всего, сидели бы, пуская пузыри и слюни, пока не умерли бы с голоду).

Итак, что же делать с приятелем, которого скрутила фобия?

НЛПисты задаются вопросом: 'Если другие получают массу удовольствия, играя со своим ручным паучком, что можно узнать о них такого, чему можно было бы научить людей с фобиями, чтобы они тоже могли играть с пауками?' - (или каким-нибудь в этом же роде). Скорее всего, у любителя пауков образ, представляющий пауков, соответствует им по размеру и находится на значительном расстоянии. Может быть, есть и еще какие-то факторы, о которых здесь не стоит говорить. Зная, в чем разница, НЛПист может воспользоваться любой из множества техник, чтобы переучить фобика реагировать на пауков таким же образом, как это делают пауколюбы (надеюсь, их лучшая часть).

Этот пример может показаться сложным, но излечение фобий часто занимает менее получаса. Сильное изменение с минимальными затратами времени и усилий.

НЛП основано на множестве полезных пресуппозиций, поддерживающих отношение к переменам, как к неизбежности. Одно из самых важных: НЛП занимается тем, что действительно работает, а не тем, что 'должно' работать. Другими словами, если то, что ты делаешь, не срабатывает, попробуй что-нибудь другое, что угодно другое, даже если то, что ты делал, обязательно должно было сработать. Гибкость - ключевой элемент этой системы, именно он скорее всего срабатывает нужным образом в изменяющихся (или неизменных) обстоятельствах. Это одна из причин того, что НЛП добилось такого успеха в области, где успех является исключением. Новаторы пробуют новые подходы, не обращая внимания на 'истину', или 'реальность', НЛП значительно больше интересуют результаты и возможность дать людям то, чего они хотят от жизни (не слишком-то научно, но, тем не менее, 'взаправду').

На этом знакомство с НЛП заканчивается. То, что вы прочитали, очень неполно, но, надеюсь, дает прочувствовать, с чем НЛП едят.

Очень рекомендую выяснить, в чем именно НЛП может улучшить вашу жизнь: наладить отношения с любимым(-ой, -и), научиться эффективно учить, повысить самооценку, усилить мотивацию, научиться лучше понимать собеседника, помочь в бизнесе или карьере, сгибании стальных брусков одним движением, и еще громадном числе других дел, для которых вы пользуетесь головой.

В информационном центре НЛП работает Интернет-магазин, где можно заказать книги, аудио- и видеокассеты, а также специальный вводный курс для тех, кому НЛП в новинку. Еще у нас есть список множества тренировочных центров и информация о событиях и конференциях во всем мире, если вам интереснее испытать это все самим. В разделе Упражнения и Опыты вам предлагаются некоторые простые техники, которые вы можете сами попробовать.

 

Пресуппозиции

Пресуппозиции - это убеждения, которыми НЛПисты пользуются, чтобы легче и эффективнее менять себя и мир. Следует подчеркнуть, что они 'полезны', а не 'истинны'. Те, кто занимается НЛП, включают в свой список убеждений разные пресуппозиции, но чаще всего встречаются такие:

Коммуникация - это не только то, что сказано. Тело говорит постоянно, слова - только один, и не самый важный способ общения.

У людей уже есть все, что им нужно для изменения. Нужные ресурсы просто не оказываются в нужное время в нужном месте.

Любой выбор лучше, чем никакого.Что тут еще скажешь?

Каждое поведение служит позитивному намерению, и для каждого поведения есть контекст, в котором оно ценно. Поведение может никогда не приводить к позитивному результату, но часть вас, которая хочет его добиться, может научиться другим поведениям, которые к нему приведут. Что же до контекста, в котором поведение ценно... ну, представьте себе, что вы переедаете, заплатив кучу денег за завтрак (не пропадать же добру!).

Неудач не бывает, есть только обратная связь. Любой ответ полезен, сам по себе он может быть вам не по нутру, но полученные знания того стоят.

Если кто-то умеет что-то, это можно смоделировать и научить этому любого другого. Даже меня.

Карта - не территория. Мы не можем вобрать всю информацию, приходящую к нам из мира, поэтому нам приходится создавать 'карту территории', и затем в поисках информации обращаться к этой карте (см. системы представления). Изменяя карту человека, мы изменяем его реальность.

Смысл вашей коммуникации - это ответ, который вы получаете. Если дали по морде, попробуйте что-нибудь другое.

Если вы не получаете реакции, на которую рассчитывали, попробуйте что-нибудь другое. См. выше.

Люди работают идеально. Ни один человек не 'поломан'. Они идеально делают то, чем они заняты (даже если это их губит), все, что нужно - это выяснить, как именно они действуют сейчас, чтобы можно было помочь им заняться чем-нибудь, что кажется им более желательным.

 

Системы представления и субмодальности

 

Системами представления в НЛП называют просто-напросто наши пять чувств. Мы представляем себе мир, пользуясь зрением (визуально, в картинках), слухом (аудиально, в звуках), осязанием и внутренними ощущениями (кинестетически, в прикосновениях и чувствах), вкусом (густаториально, во вкусах) и обонянием (ольфакторно, в запахах). Мы можем представить себе, что мы лежим на залитом солнцем пляже, слышим крики спасателя, чувствуем неповторимое ощущение, которое может создать только мокрый песок в плавках, и жуем крутые яйца с подмокшим хлебом, вдыхая запах прибоя. Наше мышление состоит из этих картин, звуков, ощущений и (обычно в меньшей степени) вкусов и запахов. Все, что мы когда-либо пережили, воссоздается через эти чувства в памяти и управляет нашими способностями и убеждениями.

Довольно забавно, что наша ведущая система представления в определенном контексте отражается в нашем языке. Например, вот как ответят на фразу: 'Йенсен молодец'

Визуал: Да, он мне сразу приглянулся.
Аудиал: Я часто слышал о нем хорошие отзывы.
Кинестетик: Да, мягкий, но очень собранный.
Ольфакториал: Нюхом чую, он своего добьется.
Густаториал: Горько будет, если у него не выйдет.


Уф-ф... Неудивительно, что запахами и вкусами так редко пользуются, попробуйте-ка вставить их в нормальный разговор!

Качества и свойства представлений, основанных на ваших пяти чувствах, называют субмодальностями. Например, представьте себе, как выглядит кто-нибудь из ваших друзей. Теперь сделайте цвета насыщеннее и заметьте, как это меняет ваше отношение к нему. А теперь сделайте картинку черно-белой и опять заметьте свою реакцию. Верните первоначальные цвета и придвиньте образ ближе. Теперь отодвиньте подальше. Верните картинку в начальное положение, отмечая, как каждый из этих экспериментов изменял вашу реакцию. Субмодальности - это точная настройка ваших представлений, с их помощью можно добиваться сильных изменений.

Интересно, что как только вы заметили, что сами создаете свой внутренний мир, вы понимаете, что можете изменить его.

 

Метамодель

Все очень просто. Метамодель - это набор вопросов, позволяющих выявить точное значение слов человека.

Например:

Он меня обидел.
Мета-моделист: Кто тебя обидел?
Боб.
Мета-моделист: Как он тебя обидел?
Я прошу вынести мусор, а он не хочет.

Еще пример:

Ну, он такой... прямо не знаю.
Мета-моделист: Кто?
Мел Гибсон.
Мета-моделист: Так какой он?
Он такой шикарный парень, ваще!
Мета-моделист: Эй, а я чем хуже?! (опа, это уже не метамодель)


Многие из нас решили бы, что знают, что значит 'Он меня обидел', или 'Он такой... прямо не знаю', исходя из своего собственного опыта. Умея выяснять смысл чужих слов, мы можем более эффективно общаться с другими.

Острота восприятия

 

 

Мышление человека очень тесно связано с его физиологией. Собака чует ваш страх: как она узнала? Вы же ей об этом не рассказывали? Если у друга подавленное настроение, большинство из нас может догадаться об этом без всяких слов. Мы считываем это с его тела: поникшие плечи, опущенные глаза, голову повесил, почти не шевелится (а в ярко выраженных случаях еще и держит заряженный пистолет возле головы). Острота восприятия позволяет отслеживать и не столь заметные признаки и использовать физическую обратную связь как способ узнать куда больше, чем сказано.

Модель Милтона

Это набор языковых оборотов, заимствованный у Милтона Эриксона, отца современной гипнотерапии. Эти языковые обороты помогают направлять кого-либо, не вмешиваясь в то, как они себе это представляют. Например, 'Подумайте о времени, когда вы смеялись'. Это не определяет, когда, или как громко вы смеялись, и потому приложимо ко всем (надеюсь). Модель Милтона помогает поддерживать раппорт и часто используется в сеансах гипноза или транса.

Метапрограммы

 

 

Метапрограммы - это фильтры, через которые мы воспринимаем мир. Примером может служить старое изречение о стакане, который наполовину пуст - или наполовину полон (или просто очень мокрый внутри).

Другой пример - поведение двух разных людей в споре. Тот, кто пользуется стратегией, назовем это так, 'отступления', скорее всего будет искать любой способ выйти из конфликта. Тот, кто пользуется стратегией 'преследования', скорее всего будет преследовать определенную цель, скажем, - найти способ уладить конфликт полюбовно. Основная разница между ними состоит в том, что когда отступаешь от чего-нибудь, никогда не знаешь, на что налетишь затылком.

Когда вы меняете свои фильтры, это может принципиально изменить то, как вы подходите к ситуациям, и как вы воспринимаете мир.
 

Категория: