Манипуляция личностью с помощью сдвига позиций восприятия

Категория
Егор Булыгин

В предыдущей статье - Логические уровни психологического воздействия (если вы еще не читали ее, обязательно прочтите) мы говорили о логическом уровне идентичности (или личностного своеобразия) человека. Этот уровень, как вы помните, является одним из самых верхних (после уровня миссии), и, соответственно, самых влияющих. Изменения на уровне идентичности автоматически меняют ценности, цели, убеждения, способности, возможности, поведение и типичное (не путать с фактическим) окружение человека.

Это очень просто проверить. Скажите: "Я успешный человек" и посмотрите, какие мысли придут вслед за этим, какие состояния это рождает, какие факты приходят на память...
Если не заметили ничего особенного, скажите: "Я неудачник" и посмотрите, какие убеждения всплывут у вас в сознании теперь. Как измениться ваше дыхание, какую позу примет ваше тело, какие воспоминания придут на ум, что вам захочется сделать и т.д.
А теперь скажите: "Я философ" и посмотрите на "неудачника" и "успешного человека" со стороны, и отметьте свои новые убжедения, дыхание, позу, желания, мысли.

Заметили отличия? Тогда теперь скажите: "Я счатливый человек" и отметьте свои новые ценности, убеждения, физиологию, мысли, желания. Не верьте мне на слово, проверьте сами, насколько слова на уровне собственной идентичности меняют мышление и физиологию.

Я даже не буду вам говорить, что вы можете это легко использовать для управления своим состоянием. ;) Я просто надеюсь, что вы попробуете испытать это на себе, прежде, чем попробуете на других ;) Ну так, на всякий случай, чтобы иметь представление, что с ними будет :) ...И я надеюсь, что у вас хватит сознательности, чтобы использовать позитивные установки. Хотя бы ради эффективности.

Сравните, что вас больше мотивирует: "Ты что, дурак, что ли, что не понимаешь?" и "Как умный человек, ты поймешь это сразу." И дело не столько в том, что первое высказывание отшибает всякое желание понимать его сказавшего. Дело в том, что способность понимать есть у умного человека, и осутствует у дурака, и задавая идентичность человеку, мы попросту включаем или выключаем эту способность у него, как класс. (Подробно этот механизм объяснялся в прошлом выпуске.) Особенно сильное воздействие такое "переключение" оказывает на людей восприимчивых, детей, а так же, когда оно сказано на сильном эмоциональном фоне. Как, впрочем, и любое внушение.

Теперь, думаю, вы оцените превосходство выражения "уважаемые покупатели" над выражением "уважаемые клиенты" :). А чем, как вы думаете, являются все комплименты противоположному полу? "Ласковая моя", "страстная", "сексуальная", "заботливая", "нежная", "добрая", "щедрая"... (для применения к мужчинам поменяйте окончания :)).

Я не гарантирую, что реакция будет мгновенной, но мой личный опыт показывает, что любое качество характера человека можно вызвать в нем, просто обращаясь к нему в соответствующей идентичности некоторое время. В зависимости от внушаемости человека, и эмоциональности внушений, вам может потребоваться от нескольких произношений до нескольких недель, чтобы запустить таким образом соответствующий класс поведенческих особенностей.
Первая и вторая позиции восприятия

Первая позиция восприятия, это когда мы говорим о себе. "Я" или "Мы". А вторая позиция, это позиция любого другого человека или предмета, с кем мы взаимодействуем. Когда мы находимся во второй позиции, мы ассоциируемся с этим человеком, и в этот момент "одеваем" на себя все его логические уровни, вплоть до мельчайших особенностей поведения. Навык этот есть у каждого, с его помощью мы обучались ходить, говорить и всему остальному еще у мамы с папой. И обучаемся до сих пор у всех, кто нам чем-то симпатичен или в чем-то успешен. Только делаем мы это совершенно бессознательно.

Как только вы сможете вывести этот навык на сознательный уровень, вы получите два мощных инструмента.

Один - позволяющий узнавать мельчайшие детали отношения человека к чему-либо или кому-либо. Замечать то, что он чувствует, чего хочет, а, при должном развитии навыка, о чем он думает, и даже - что.

Второй инструмент - это неявное управление мышлением этого человека за счет смещения его во вторую позицию к чему или кому угодно. Любой манипулятор поймет, что можно с этим сделать? :)

В НЛП существуют еще третья и четвертая позиции восприятия. Они уже больше относятся к системным изменениям и об этом я расскажу в другой раз. А сейчас мне больше хотелось бы поделиться тем, какие еще способы манипуляции бывают с использованием первой и второй позиций восприятия.
Роли

Если вы вспомните пирамиду логических уровней, то обнаружите, что над уровнем идентичности есть уровень миссии. Миссия, это то, что определяет основную функцию или роль этой идентичности в системе. Основной смысл ее существования в этом контексте, иначе говоря. Ну например, у родителя миссия родить и вырастить ребенка. У руководителя - руководить, у врача - лечить, и т.д.

В нашем обществе существует огромное количество социальных ролей. Каждая из них является соответствующей своему контексту идентичностью, со всеми подчиняющимися ей логическими уровнями. И, таким образом, помещая человека в роль, мы автоматически задаем формат его поведения, мышления и самоощущения по отношению к другим ролям.

Типичная система ролей, знакомая почти каждому, это "начальник-подчиненный". Механизм взаимоотношений, думаю, понятен и легко узнаваем при взгляде на общение со стороны. А вот изнутри - не всегда. И этим можно пользоваться.

Поменять местами роли со своим шефом, это, конечно, круто, и навряд ли это получиться без высокого владения этим навыком. Но ничто не мешает вам "наложить" роли начальника и подчиненного в любом другом общении, чтобы получить все соответствующие полномочия.
Например, когда вы звоните или приезжаете в другую компанию, сотрудники которой не обязаны вам подчиняться, но это было бы очень кстати. Или когда вы говорите с партнерами, клиентами, или коллегами. Естественно, тогда, когда это нужно.

Еще одна система ролей, подробна описанная в транзактном анализе, это "родитель-взрослый-ребенок". Эти роли тоже есть во всех нас с детства, и включаются так же автоматически, при появлении парной роли. Женщины, например, так вообще постоянно спекулируют ролью ребенка, чтобы получить родительскую заботу и опеку от мужчин ;) Но мужчины и не против ;)

Точно так же ничто не мешает нам использовать роль родителя, автоматически вызывая у собеседника поведение и самоощущение ребенка (не в крайности, конечно :)), скажем в разговоре с начальником :)
А иногда и наоборот, приходится начальника выводить в равные позиции "взрослый-взрослый". Особенно актуально это бывает для женщин.

Остается лишь один вопрос - как? Очень просто. По-крайней мере технически, а дальше все зависит от вашей гибкости и способности себя убеждать.
Именно себя. Потому что для того что бы "наложить" обе роли, вам достаточно качественно наложить нужную роль на себя и начать в ней естественно говорить и двигаться. А за счет того, что роли, штука системная, противоположная роль запустится в вашем собеседнике автоматически и совершенно бессознательно.
Все что нужно, сделает ваша невербалика (мимика, жесты, позы, интонация голоса и т.д.) Тот, с кем вы это проделали, даже не поймет что произошло. Если, конечно, он не читал эту статью :)
Попробуйте :) Только помните про экологию и системные эффекты. Мы об этом говорили в статье НЛП и манипуляция-2. Системные эффекты.

Сдвиг позиций восприятия - это один из приемов, использующийся в техниках убеждения и переубеждения. Высшая магия языка заключается не в том, чтобы изменить человека, а в том, что бы вызвать в нем самом желание стать таким, каким нам нужно. И вы можете научиться легко это делать.

Источник: nlping.ru