Субмодальности: техники и упражнения. Регулирование интенсивности переживаний

Александр Любимов

Часто в жизни бывает так: переживание вроде подходящее к ситуации, но его как-то мало. Или наоборот много. Например, в споре было слишком много агрессии. То есть она там была на месте, но её было много. Или слышали фразу: "Переживания стёрлись". Когда вспоминаешь прошлое, многие приятные события как-то стали более "далёкими".

Александр Любимов

Часто в жизни бывает так: переживание вроде подходящее к ситуации, но его как-то мало. Или наоборот много. Например, в споре было слишком много агрессии. То есть она там была на месте, но её было много. Или слышали фразу: "Переживания стёрлись". Когда вспоминаешь прошлое, многие приятные события как-то стали более "далёкими".

Самое забавное, что говоря так, они обычно рассказывают о том, как это у них там устроено. Действительно, для большинства людей расстояние до изображения, яркость и размер обычно кодируют интенсивность переживания.

В аудиальном канале это обычно громкость и расстояние до источника.

Небольшая демонстрация.

 

Демонстрация


Сергей, мне бы хотелось, чтобы ты выбрал какую-то ситуацию из прошлого, интенсивность переживаний в которой ты бы хотел изменить. То есть переживание там подходит, но его сила тебя не устраивает. Тебе бы хотелось побольше или поменьше.

- Да, я выбрал.

Что это, если не секрет?

- Это приятное воспоминание из детства. Когда мне купили велосипед, он…

Стоп, стоп. Достаточно. Я вижу, что это приятное для тебя переживание. И как бы ты хотел его изменить? Усилить, или наоборот, уменьшить.

- Усилить. Я помню, что тогда это было так здорово, но сейчас это как-то далеко.

Хорошо. Вспомни об этом своём велосипеде… Это больше то, что ты видишь или то, что слышишь?

- В основном вижу.

Отлично, а покажи где находится экран, на котором тебе показывают это кино?

- Вон там, у стены. Экран такой метр на полтора.

Попробуй этот экран отдалить. Что происходит?

- Всё совсем становится далёким. Как будто и не со мной было…

Верни картинку на место. А теперь приблизь её. Что меняется?

- Это всё становится ближе. И более доступным, что ли.

Хорошо, верни опять на место. Теперь попробуй сделать её более яркой. Что меняется?

- Чувство усиливается, но слабее, чем когда приближали.

Замечательно. Выбери такое расстояние до картинки о велосипеде, чтобы ты испытывал такую силу ощущений, которая тебя бы полностью устраивала.

- Да, где-то метрах в двух. Вот здесь.

Подумай, если ты будешь так к этой ситуации относиться, это никак не повредить тебе в жизни?

- Думаю, что нет.

Тогда нам нужно закрепить полученный результат. Сделай так, ты сначала представляешь картинку так, как ты о ней думаешь обычно. А потом быстро передвигаешь на то место, которое ты ей только что подобрал. Потом все образы внутри стираешь, для этого можно просто посмотреть вокруг. Потом опять повторяешь весь процесс сначала. Так нужно сделать пять – семь раз. Старайся двигать ею как можно быстрее. Готов? Начали.

- Я сделал это.

Подумай об этой ситуации с велосипедом.

- Да, я вспоминаю, классно тогда было!

Хорошо, спасибо.

 

Комментарии.


- Всегда расстояние будет отвечать за интенсивность?

В визуальном канале оно обычно отвечает за интенсивность. Но в некоторых случаях с расстоянием до образа работать не удобно. Например, если это панорама. То есть человек находится внутри образа и видит всё вокруг. Тогда удобнее работать с яркостью.

Так может быть так, что на человека больше влияет не картинка, а звук. Например, если это разговор. Тогда, скорее всего, за интенсивность переживания будет отвечать громкость.

- Если мне ситуация не нравится, почему её просто не убрать?

Всё, что с нами произошло – это наш опыт. То, что мы пережили и на чём научились. Этот опыт может быть неприятным – но он наш. Если мы убираем ситуации – мы лишаемся этого опыта, теряем к нему доступ. И можем опять вляпаться в аналогичную ситуацию. Гораздо более экологично просто сделать переживания подходящей интенсивности. Да, я знаю, что кипяток очень горячий. И мне не нравится совать в него руку. И я выбираю тот уровень "не нравится", который достаточен для того, чтобы руку в кипяток не сунуть, но в то же время уже не доставляющий страданий при воспоминании.


По шагам.

1. Выбор ситуации.
Выберите ситуацию, интенсивность переживаний по отношению к которой, вы хотите изменить. Определите, что производит большее воздействие – звук или картинка.

2 а. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа со звуком.
Попробуйте сделать звук тише. Можно представить, что перед вами регулятор громкости или дистанционный пульт от телевизора, и вы уменьшаете звук. А возможно это у вас получиться само собой.

2 б. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа с изображением.
Отодвиньте картинку. Если не получается сразу, можно попробовать взять ее руками и ими и отодвинуть. Можно поработать с яркостью или размытостью. Посмотрите, что влияет сильнее, с этим и работайте.

3. Изменение оценки ситуации.
После того, как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь, потом попробуйте вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшите громкость. Так надо сделать раз 5-7. Учтите, что уменьшать громкость надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать все быстрее и быстрее. Вспоминать можно и медленно, а вот уменьшать звук надо стараться чрезвычайно быстро.
При работе с изображением сделайте то же самое с расстоянием. Или с яркостью, если она влияет сильнее. Или с размытостью...

4. Проверка.
Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если все работает – звук сам, без вашего вмешательства, станет тише. (Картинка отодвигается, становится более размытой…). Если нет – попробуйте проделать пункт 3 еще раз, но на большей скорости. Если не получиться, попробуйте проделать все то же самое, но не уменьшать звук, а отодвигать картинку. То есть попробуйте не со звуком, а с изображением. А если работали с изображением, попробуйте со звуком.

Обучение подсознания.
Сейчас мы работали с отдельной картинкой. Но наверно хотелось бы иметь внутри автомат, который сам бы регулировал силу переживаний. Это не означает, что вы больше не сможете вспоминать неприятные ситуации. Это означает, что ваше бессознательное само теперь сможет выбирать наиболее подходящую интенсивность переживаний.

5. Обучение подсознания.
Проделайте пункты 1-4 еще с 3-4 ситуациями.

6. Проверка работоспособности.
Вспомнить несколько неприятных ситуаций. Как меняется ваше восприятие?

- У меня действительно, как только неприятную ситуацию вспоминаю, она становится несколько дальше.

- Для меня это вызвало внутри какой-то процесс. Такое впечатление, что там идёт глобальная переоценка.

- Я в конце концов просто представил себе регулятор интенсивности и выставлял его как мне нравится. Где побольше, где поменьше.


 

Смена оценки


Субмодальности кодируют отношение. Значит, меняя субмодальности, можно менять отношение. Не только регулировать силу переживания, но и менять оценку: плохое на хорошее (или нейтральное), замешательство на понимание. Давайте попробуем это сделать.

Общая схема при смене субмодальностей достаточно стандартна. Есть то, что мы хотим изменить, и то, что мы берём за эталон. Если мы меняем отношение к ситуации из прошлого: «рабочая» ситуация (неприятная), «эталон» - приятная ситуация. Дальше нам нужно просто найти различия в субмодальностях между «рабочей» и «эталонной» ситуацией. И субмодальности «рабочей» сделать такими же, как у «эталонной».

 

Закрепление результата.


В некоторых случаях желательно результат "закрепить". Это может быть полезным, если при изменении обнаруживается, что новый образ "неустойчив", и образ ситуации постоянно пытается вернуться в старое, нежелательное состояние.

Предположим, что вы уже нашли субмодальные различия между "рабочей" и "эталонной" ситуацией.

Процесс описан для В канала, для А канала надо заменит слова "образ" и "картинка", на "разговор" или "звук", а "вид" на "что вы слышите".

 

1. Два вида "рабочей" ситуации.

Вам нужно определить два вида "рабочей" ситуации: старый (нежелательный) и новый (желательный).

 

2. Процесс смены.

Посмотрите на старую картину "рабочей" ситуации, резко смените её на новую картинку "рабочей" ситуации, отвлекитесь: посмотрите вокруг. Повторите процесс 5-7 раз.

 

3. Проверка работоспособности.

Проверьте, насколько устойчиво изменение. Если вы представляете себе старую картинку "рабочей" ситуации, она должна стать менее "устойчивой": расплываться, удаляться, меняться на новую. Иногда говорят, что "её трудно удержать".

 

Смена субмодальностей неприятной ситуации


 

Неприятная ситуацияПриятная ситуация
Маленькая
Чёрно-белая
Тусклая
Внизу слева
Есть движение
Диссоциация
Большая
Цветная
Яркая
Спереди
Есть движение
Диссоциация

Вы находите 3-4 субмодальных различий. Меняете их у «рабочей» ситуации и определяете: изменилась ли оценка ситуации. Если нет, то ищете ещё 3-4 субмодальных различия, опять меняете. Определяете, изменилось ли отношение.

 

По шагам.

 

1. Ситуации.


Выберите из собственного опыта две ситуации:

" Рабочую" – отношение к которой вы хотите изменить.
" Эталонную" – ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.

 

2. Субмодальные отличия.


Найдите три-пять субмодальных отличий " Рабочей" и " Эталонной" ситуации.


 

3. Изменение.


Замените субмодальности " Рабочей" ситуации на субмодальности " Эталонной".

 

4. Проверка.


Если оценка ситуации стала желательной, то вы закончили. Если нет, то вернитесь на второй шаг и найдите еще несколько отличий.

 

5. Новые возможности.


Попросите Клиента вспомнить " Рабочую" ситуацию и проверьте невербальные признаки. Попросите его подумать о том, как бы он мог вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее 3-х вариантов нового поведения.

 

6. Экологическая проверка.


Проверьте экологию: - Может ли полученное изменение как-то повредить вам в жизни?

 

Демонстрация.


Даша, вспомни неприятную ситуацию, отношение к которой ты бы хотела изменить.

- Да, есть такая ситуация.

Мне не нужно содержание, но давай как-нибудь её назовём.

- Пусть будет «Спор».

Отлично. Мы собираемся изменить отношение к ситуации «Спор». Но нам нужна «эталонная» ситуация – к которой ты относишься хорошо.

- Она должна быть связана с предыдущей ситуацией?

Нет. Просто ситуация, которая тебе нравится.

- Да, я нашла её.

Назови её.

- «Чтение».

Расскажи мне про «Чтение». Не про содержание, а про то, как ты её воспринимаешь.

- Я читаю.

Ты это видишь, слышишь, чувствуешь?

- Вижу. Я вижу, как я читаю.

Где расположен экран, на котором показывают Дашу, которая читает?

- Вот здесь, передо мной, на расстоянии руки.

Можешь руками показать размер картинки.

- Вот.

Хорошо. Это кино или фотография? Есть там движение?

- Там есть движение. Я вижу, как перелистываю страницы.

У нас получилось, «Чтение»: расположена перед тобой, на расстоянии руки, есть движение. Так?

- Да, всё верно.

Замечательно. Теперь давай вспомним о «Споре».

- Я вижу, как я спорю.

А где расположена эта картинка ?

- Слева внизу.

Покажи рукой, где.

- Вот здесь. Вот такого размера.

То есть она меньше, чем «Чтение», слева внизу, и, как ты показываешь, она наклонна?

- Да.

Там есть движение?

- Да, там тоже есть движение.

А какая картинка ярче?

- «Чтение» ярче.

Они цветные, чёрно-белые?

- Обе цветные. Только в «Чтении» цвета более насыщенные, а в «Споре» они более блёклые.

Хорошо. Давай попробуем изменить. Сделай сейчас следующее: мысленно вырежи картинку «Чтение» из пространства, а теперь возьми «Спор» и вставь точно в это место пространства. Одновременно он станет более ярче и цвета станут более насыщенными.

- Я сделала. Но что-то не очень. Немного полегче, но не более того.

Хорошо. Верни обе ситуации на места и давай поищем, чем они ещё отличаются. В «Споре» ты видишь себя со стороны, или смотришь на всё своими глазами?

- Я в ситуации.

А в «Чтении»

- Я вижу себя со стороны.

Движение в обоих случаях происходит одинаково? Или может есть рывки, одно кино быстрее или медленнее?

- В «Споре» как будто зацикленный кусочек кино. И он несколько быстрее. И повторяется, повторяется.

А в чтении?

- Там я просто вижу, как я читаю. Оно плавное, спокойное.

Так, как ты говоришь, получается, что в «Споре» оно идёт рывками.

- Да, действительно.

Подведём итог. «Чтение»: перед тобой, более яркая, цвета более насыщенны, движение более плавное, медленное, кино продолжительное, здесь ты видишь себя со стороны. «Спор»: слева внизу, меньше, наклонное, менее яркая, цвета блёклые, движение прерывистое, более быстрое, кино короткое, и ты в ситуации?

- Всё правильно.

Хорошо. Теперь делаем так. Ты опять вырезаешь «Чтение» из пространства, потом берёшь «Спор» и вставляешь прямо в это же место пространства. Ты выходишь из ситуации и смотришь на себя со стороны. Одновременно картинка «Спора» становится более яркая, цвета более насыщенными, кино более продолжительное, тебе будут показывать более плавное, без рывков, медленнее.

- О! Я сделала.

Что изменилось?

- Я поняла, что не всё так плохо. Когда я сейчас вижу ситуацию целиком, и понимаю, что можно было бы поступить по-другому.

Ты можешь представить не менее трёх новых способов, как ты могла бы поступить в этой ситуации?

- Да, я придумала.

Подумай: то, что ты изменила отношение к этой ситуации может тебе как-то повредить в жизни?

- Нет. Скорее наоборот.

Спасибо.

 

Комментарий.


- Что делать, если не получается изменить требуемую субмодальность?

Придумайте какой-нибудь приёмчик. Если надо перенести на другое место:

- Вырежи эталонную картинку из пространства и в образовавшееся место вставь рабочую картинку.

- Возьми картинку руками и перенеси…

Если вам нужно изменить яркость, цвета и прочее:

- Представь, что у тебя пульт от телевизора. Ты нажимаешь кнопку…

Если нужно изменить цвета:

- У тебя в руках кисточка. Раскрась в нужные цвета.

Поищите, где-то в опыте у человека есть необходимые навыки. Все мы что-то передвигали, раскрашивали, пользовались телевизором или компьютером.

- Как давать инструкции по изменению субмодальностей?

Я обычно привязываю весь набор к изменению одной субмодальности. Например, если различие в ассоциации-диссоциации, можно сказать:

- Ты входишь в картинку, и одновременно меняются цвета, появляется движение…

Если есть различия в местоположении:

- Ты ставишь картинку «рабочей» ситуации на место «эталонной». Как только ты это сделаешь, изменится фокус и объём.

И так далее. В этом же случае можно сказать:

- Ты делаешь картинку объемной, одновременно с этим она перемещается и у неё меняется фокус…

- Обязательно делать привязку?

Не обязательно. Просто так обычно процесс происходит легче. Вы можете просто последовательно предложить человеку изменить субмодальности.

- Ты делаешь картинку объёмной, … теперь добавь движения, … теперь сделай её ярче.

Как определить, к чему привязывать изменение?

Во-первых, можно откалибровать. Человек невербально покажет вам, какая субмодальность для него более важна.

Во-вторых, часто в речи люди говорят о более значимых субмодальностях. «Ситуации как-то отдалилась», «она стала более тусклой», «потеряла объём». Слышали такое?

В-третьих, вы привязываете всё изменение к изменению какой-то субмодальности, если не получается – привязываете к другой.

В-четвёртых, есть некая статистика. Например, за знак ситуации чаще всего отвечают: цвета, местоположение, ассоциация.

В-пятых, есть так называемые «критические» субмодальности. И о них дальше. <h2 align="center">(())

 

Критическая субмодальность


Вы уже заметили, что изменение некоторых субмодальностей даёт больший эффект, чем других. Но есть обычно одна субмодальность, от которой зависит всё. Вы меняете её и получаете нужное изменение. А все остальные выставляются сами по себе. Такую субмодальность называют критической. И для каждого вида кодировки будет своя критическая субмодальность: для нравится одна, для верю – другая. И тогда для изменения достаточно найти эту критическую субмодальность. И… хлоп. Всё меняется.

- Например, если у меня есть группа ситуаций, которые мне не нравятся. Там везде будет одна и та же критическая субмодальность?

Да. Только если они не нравятся одинаковым способом. Например, одни ситуации меня оскорбляют, другие – раздражают, третьи – обижают. Здесь могут быть разные критические субмодальности. По отдельности для оскорбления, раздражения и обиды. Но тут есть одна приятная новость. Нам же нужно знать, как привести к эталону. Если у вас эталон – это спокойное отношение, тогда вы просто будете менять критическую субмодальность спокойствия. И получите нужное состояние.

- А если при этом не изменится критическая субмодальность «оскорбления»?

Если вы меняете спокойствие? Тогда вы будете спокойно относится к тому, что вас оскорбляют. Здесь просто нужно очень аккуратно выбирать эталон. К чему вы хотите прийти в конце.

- Когда лучше искать критическую субмодальность, а когда менять субмодальности кучей?

Здесь скорее вопрос в удобстве. Или в выборе способа нахождения критической субмодальности. И в первом, и во втором случае, в конечном итоге нам нужно изменить критическую субмодальность – иначе ничего не выйдет. Если вы меняете все "кучей", часто получается намного быстрее. Но такой способ может быть неудобным, если вам нужно научиться делать такое изменение регулярно. Например, регулярно нужно создавать (или убирать) навязчивость или понимание. Тогда удобнее, именно удобнее, выяснить критическую субмодальность и тренироваться менять именно её. Также в некоторых техниках требуется определение именно критической субмодальности.

Понятно, что когда мы меняли оценку ситуации в предыдущем упражнении, критическая субмодальность была в тройке победителей. Мы просто её явно не выделяли. При поиске критической субмодальности поступают немного по-другому, чем просто при поиске различий. Меняют субмодальности по одной и смотрят: сработает или нет.

До этого мы работали с картинкой. Но ситуация для человека может быть преимущественно аудиальной – он больше её слышит, чем видит. Например, если это разговор. Давайте сейчас поработаем с ситуацией, в которой больше разговоров. И здесь уже всё сделаем через критическую субмодальность.

По шагам.

 

1. Ситуации.


Выберите из собственного опыта две ситуации:

" Рабочую" – отношение к которой вы хотите изменить.

" Эталонную" – ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.

 

2. Субмодальные отличия.


Составьте список субмодальных отличий " Рабочей" и " Эталонной" ситуации.

 

3. Изменение.


Измените первую субмодальность " Рабочей" ситуации из списка на соответствующую субмодальность «Эталонной» ситуации.

 

4. Проверка.


Изменилась ли ваша оценка «Рабочей» ситуации?

Если «Нет», приводим всё в исходное состояние и возвращаемся на шаг 3.

Если «Да» - идём дальше.

Если список субмодальностей закончился, а критическая субмодальность всё ещё не найдена – возвращаемся на шаг 2 и дополняем список.

 

5. Новые возможности.


Попросите Клиента вспомнить " Рабочую" ситуацию и проверьте невербальные признаки. Попросите его подумать о том, как бы он мог вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее 3-х вариантов нового поведения.

 

6. Экологическая проверка.


Проверьте экологию: - Может ли полученное изменение как-то повредить вам в жизни?

 

Демонстрация.


Итак, Дима, у тебя есть ситуация, отношение к которой ты хотел бы изменить? И это больше связано с разговором?

- Да.

Как мы назовём эту ситуацию?

- "Крик" наверное. Там на меня кричат…

Хорошо. "Крик", почти как фильм. И эта ситуация связана в первую очередь с тем, что ты слышишь?

- Да, я слышу разговор, прокручиваю его у себя в голове…

Теперь нам нужна "эталонная" ситуация, в которой тоже есть разговор, но которая тебе нравится.

- Есть такая.

Как назовём?

- "С друзьями".

Отлично. Теперь нам нужно найти субмодальные различия между "Криком" и "С друзьями". Где звук громче?

- В неприятной ситуации громче.

А в ней звук стерео или моно?

- Стерео…, не могу сказать.

В какой ситуации звук выше?

- Опять в неприятной. Там как будто визг какой-то.

В какой ситуации звук более звонкий или глухой.

- Когда с друзьями, там немного более глухой.

Когда ты слышишь эти разговоры, скорость нормальная, или где-то быстрее, медленнее?

- В неприятной немного побыстрее.

А длительность записи большая? Может где-то только небольшой кусочек. Иногда так бывает – как будто ленту магнитофона закольцевали…

- В неприятной ситуации это практически одна фраза. И она повторяется. А в ситуации с друзьями – там я могу вспомнить разговоры, о чём потом болтали. Не всё дословно конечно, но…

Замечательно. Теперь давай попробуем изменить твоё восприятие "Крика". Сделай в ней звук немного тише.

- Она становится чуть менее напряжённой…

Хорошо, верни прежнюю громкость. А теперь сделай звук в "Крике" более глухим.

- Сделал. Она стала менее скандальной, но всё ещё достаточно неприятная.

Хорошо, сделай прежнюю звонкость. Теперь замедли в "Крике" скорость "воспроизведения".

- Не получается.

Представь, что у тебя диктофон с клавишей подстройки скорости. Знаешь, на кассетных диктофонах обычно ставят такую специальную ручку, чтобы можно прослушать побыстрее или помедленнее разговор. Вот представь, что "Крик" записан на кассету этого диктофона. И ты можешь регулировать – делать быстрее или медленнее. Попробуй.

- Да, получается.

Теперь замедли скорость так, чтобы она стала такой же, как в "С друзьями".

- Делаю. Да. Хм. Она как-то сразу стала глуше, и я теперь припоминаю практически весь разговор.

Замечательно. Подумай, а как бы ты мог по-другому поступить в этой ситуации? Найди три – четыре варианта…

- Да, я мог бы

Подумай, то, что ты теперь будешь по-новому относится к этой ситуации может как-то повредить тебе в жизни?

- Нет, Скоре наоборот. Я наверно буду намного легче переносить такие агрессивные события…

Спасибо.

 

Комментарии.


Итак, какая субмодальность была критической в данном случае?

- Судя по всему, скорость воспроизведения.

Да. Обратите внимание, как изменилось состояние Димы, когда он начал менять скорость воспроизведения. Если человек начинает менять критическую субмодальность – это будет сразу заметно в невербалике.

- Какие субмодальности чаще всего бывают критическими?

Очень хитрый вопрос. Потому что, для каждого отношения свой набор. Для нравится – не нравится это: цвета, положение в пространстве, черно-белое – цветное, ассоциация – диссоциация в визуальном канале, громкость и высота тона в аудиальном канале.

Для навязчивости будет немного другое: яркость, наличие фона, изменение пропорций для визуального канала. В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Люди разные.

- Как поступать, если в ситуации есть и звук, и картинка?

Определите, что влияет сильнее. Если непонятно, найдите субмодальные отличия в визуальном и аудиальном каналах, и меняйте субмодальности по одной и в том, и в другом канале. Что-то сработает.
 

Источник: trenings.ru

Категория: