Модельный взмах

Leonid Pyankov

Господа, мне тут упало несколько писем мылом с просьбой разъяснить и дать ссылки на литературу, в которой дается описание модельного взмаха или просто взмаха. Из этого я делаю вывод, что определенной части читателей этой эхи нижеследующий текст может оказаться полезен. Так вот, сначала литература. На сколько я помню, первое упоминание о взмахе было y Ричарда Бендлер в "Используйте свой мозг для изменений" (валяется в и-нете, например y lib.ru), в дальнейшем эта техника и опыт ее применения описывались в другой литературе по НЛП, в частности мне нравится разъяснение по определенным моментам применения взмаха y Андреасов в "Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами". Если есть желание ознакомиться с принципом этой техники, то IMHO достаточно этих двух книг.

Для тех, кому лениво смотреть буквы в книжке, приведу тезисное описание принципа модельного взмаха.

Модельный взмах есть креативная мотивирующая техника НЛП, действующая на уровне подсознания. Взмах используется для переформирования реакции на определенный стимул. Взмах обычно выполняют в одной какой-то модальности, чаще всего в визуальной, но возможен аудиальный и кинестетический взмах. Также можно делать межсистемный взмах, но только в случае, когда клиент может его сделать. Выбор модальности зависит от особенностей клиента и обычно соответствует ведущей в контексте его проблемы. Порой, клиент может задействовать две модальности (картинка со звуком, к примеру), но одновременное оперирование в двух субмодальностях не всякий сможет и такая репрезентация со статусом необходимости встречается довольно редко. При взмахе обычно используется две субмодальности, желательно ведущие, но если ваш клиент может добавить еще субмодальностей и это необходимо, то кто б вам запрещал :)

Структурно взмах состоит из двух репрезентаций. Первая репрезентация ассоциированная и сответствует какой-то картинке, звуку, телесному ощущениею (в зависимости от модальности, которую вы выбрали для взмаха), которое всегда возникает при запуске нежелательной метапропрограммы. Допустим, я хочу бросить курить и я визуал, тогда при каждом акте курения я сначала вижу (а во взмахе репрезентую как воспоминание) свою руку с сигаретой, которую я несу ко рту. Вот эту картинку с сигаретой я делаю первой репрезентацией взмаха (запускающий стимул). Вторая репрезентация взмаха - диссоцированная модель моего желаемого состояния. Другими словами это я, вид со стороны, обладающий всеми ресурсами, необходимыми мне для желательного поведения. Т.е. ваш клиент должен создать репрезентацию, увидев, услышав или ощутив которую, он может уверенно сказать "да, этот человек действительно может отказаться от курения, он мне нравится, я хочу быть таким как он". Если визуализировать, то это как посмотреть на фотографию и понять, что вот этот человек уверен в себе или умеет плавать или кататься на лыжах. Эта диссоцированная модель и будет мотивирующей при проведении взмаха.

Для связывания первой и второй репрезентации нам необходимо откалибровать минимум две ведущих субмодальности клиента. Как это делать - отдельная история, но кто захочет, тот освоит. Кратенько же калибровка заключается в выделении пары субмодальностей, аналоговое изменение которых оказывает наиболее сильное влияние на мета-ощущения от репрезентации в целом. Классически по Бендлеру для визуального взмаха использовались размер репрезентации и яркость. Обычно при уменьшении картинки и уменьшении яркости в ней она становится менее привлекательной, а при увеличении и при добавлении света - более привлекательной. И это будет работать примерно в 80% процентах случаев, так как большенство людей именно так и кодируют отношение к репрезентации, однако для чистого исполнения взмаха калибровка все же необходима.

Собственно план взмаха (визуальный).

1. Представьте первую репрезентацию как крупную и яркую картинку, занимающую большую часть вашего визуального поля. В нашем случае это рука с сигаретой, тянущаяся ко рту.

2. Представьте вторую репрезентацию как маленькую и темную картинку и поместите ее рядом с первой картинкой или найдите темное место внутри самой первой картинки и вставьте вторую картинку туда. В нашем случае это модель меня, отказывающегося от сигареты.

3. Теперь быстро и одновременно уменьшите и ослабьте яркость в первой картинке и увеличьте и добавьте яркость во второй картинке. Картинки должны как бы поменяться местами. Первая "схлопывается", вторая - "раскрывается". Т.е. рука с сигаретой становится темной и маленькой, а вид меня некурящего - большой и яркий. Еще раз напомню, это надо делать достаточно быстро и одновременно.

4. Теперь посмотрите на получившуюся картинку и очистите экран, уничтожив обе картинки.

5. Повторить 10-15 раз, начиная с первого пункта, потом на шестой пункт.

6. Провести проверку полученных изменений.

Теперь о том, как работает взмах (в моей интерпретации, могу и ошибаться :). Когда уменьшается первая репрезентация, то мы, благодаря использованию субмодального кодирования, получаем ослабление привлекательности исходной нежелательной метапрограммы, в конце концов как бы прирывая ее. Когда мы увеличиваем вторую репрезентацию, то придаем ей привлекательность, как бы предлагая мозгу новую метапрограмму поведения, но не собственно набор инструкций, а то, к чему мозгу надо стремиться, цель (мотивирование). Метапрограмму же достижение этой цели мозг формирует сам за счет внутренних ресурсов сознания и подсознания. Т.е. мы не говорим ему что делать, мы говорим ему, что нам надо получить на выходе, а он уж сам наиболее экологичными для него способами реорганизует наше поведение (креативность). Таким образом, мы инициируем стимул, прирываем метапрограмму, даем целевое задание построения эффективной метапрограммы. В результате, мы получаем на старом стимуле новую метапрограмму. Шикарно, не правда ли ? :)

Предупреждение ! Написанное выше вовсе не является руководством к действию. Взмах - всего лишь инструмент, как УВЧ или физические процедуры y терапевта, а не панацея от всех проблем, так что используйте его именно как инструмент в том случае, когда вы ясно понимаете проблему клиента, ясно сознаете желаемые им результаты, провели эклогическую проверку и другие необходимые предварительные действия. Для применения взмаха вам необходимо ознакомиться минимум с литературой и очень желательно посетить соответствующие семинары и тренинги. Если y вас не получается взмах, то вы делаете что-то не так, попробуйте поменять стратегию и попробывать еще раз.

 

Категория: