Как защититься от черного пиара в Интернете

Категория

 

Интервью с психологом и PR-технологом Евгением Якушевым

С каждым годом технологии Интернет- рекламы и PR совершенствуются. Разрабатывается все больше методов воздействия на аудиторию. Однако, на просторах Всемирной Паутины можно встретить информацию не только восхваляющую какой-нибудь товар или услугу, но и наткнуться на откровенную информационную грязь, после которой человек или организация, в адрес которой была совершена эта кампания, будут очень долго восстанавливать свой имидж. О том, как защитить себя от черного пиара и какие средства и приемы использовать, чтобы не только восстановить свое доброе имя, но и обернуть такой «пиар» в свою пользу, мы поговорим с психологом и специалистом в области психологии массовых коммуникаций Евгением Якушевым

 К.С.: Евгений, вы уже многие годы занимаетесь разработкой психологических войн в средствах массовой информации. Скажите, есть ли принципиальные различия между черными пиар-кампаниями, проводимыми в Интернете и привычными для нас, газетами, журналами, телевидением?

 

 Е.Я.: Принципиальной разницы, разумеется, нет. Но, несмотря на это, Интернет, как информационная площадка, имеет массу преимуществ перед традиционными СМИ. Во-первых, это высокий и моментальный охват аудитории. Во-вторых, дешевизна  проведения пиар-кампании. Были случаи, когда черный пиар запускался практически без бюджета и был очень эффективен. Ну, и в-третьих, сейчас Интернет напрямую влияет на все СМИ. Придя на работу, журналисты первым делом «мониторят» блоги и форумы, чтобы узнать горячие новости для своих изданий. Поэтому хорошая «утка» закинутая в Интернет, может оказаться настоящей «бомбой» для всех других СМИ.

 К.С.: Какие методы черного PR, в основном, используются в Интернете, и насколько они эффективны?

 Е.Я.: Хороший вопрос. Стандартным приемом для начала кампании может быть прием «Недоказанной очевидности». Его часто используют в Интернет PR. Смысл приема заключается в том, что источник информации не упоминается. Например, это может выглядеть следующим образом:  «Это же очевидно, что…» или «Психологи утверждают, что…».

Упор здесь ставится на то, что никто не будет размышлять о том, насколько представленная информация очевидна и доказуема. Если вы слышите такие заявления в СМИ или читаете в Интернете, то будьте уверены в том, что вам вешают «лапшу на уши».

 Также, часто используют прием «Козла отпущения».  Его суть следующая: заказчик черной PR-кампании, ссылаясь на объективные проблемы или негативные события, происходящие в обществе, обвиняет во всех грехах своего оппонента, что, мол, это по его вине «мы все страдаем». Часто, такого рода статьи пишутся с использованием психотехнологий скрытого воздействие на сознание.  В основном, такой метод применяется в политическом PR.

 Еще один прием стал очень моден не только в Интернете, но и на ТВ. Он называется «Репортаж с места событий» или, как его еще называют «Мобильный репортаж». Тщательно режиссированное событие выкладывается во все социальные сети и видеопорталы, которые за несколько дней становятся настоящим информационным вирусом. Такое видео копируют к себе на страничку и рассылают своим знакомым. Эффект может быть ошеломляющим. Все мы помним видеоролик, выложенный на Ютуб о неком разбушевавшемся  менеджере, который громил все вокруг в своем офисе. Подавалось это, как эксклюзивное видео, снятое камерой скрытого наблюдения. И как оказалось потом, этот ролик был вирусным пиаром нового фильма «Особо опасен».

 Также, параллельно создаются и запускаются легенды и слухи, которые постоянно подогреваются «новыми фактами». Здесь, главной площадкой служат социальные сети, форумы, блоги и т.п. Когда информация поступает к целевой аудитории, как бы из народа, то она вызывает к себе большее доверие, чем просто, опубликованная статья на официальном сайте.

 Вообще, приемов черного пиара достаточно много. Чтобы их все описать, потребуется целая книга.

 К.С.: Евгений, вы упомянули о «психотехнологиях скрытого воздействия на сознание». Вы можете для примера назвать их, или описать, как они выглядят?

 Е.Я.:  Здесь никакой тайны нет. Большинство техник скрытого внушения взяты из практической психологии и недирективного гипноза. Более подробно о них вы можете почитать в моем блоге http://yakushevblog.ru.  Скажу, лишь, что грамотная  комбинация этих техник способна очень эффективно произвести скрытое внушение на целевую аудиторию. Это и техника тройной спирали, и «правило четырех да», «иллюзия выбора», создание интриги и многие другие методы манипулирования сознанием.

 К.С.: Тогда последний вопрос. Как можно защититься от черного PR, и как это лучше сделать?

 Е.Я.: Самым лучшим методом может быть привинтивная мера. Представьте, что у вас появились новые конкуренты или недоброжелатели, которые могут организовать против вас «черную кампанию». Первое, что вы должны знать – они будут бить по самому слабому и незащищенному для вас месту. Для того, чтобы сорвать их план, попробуйте первыми опубликовать интересную и положительную информацию о вас, где вы, между делом, упомянете о том, что против вас, уже давно ведется травля некими субстанциями. Но, так как ваша компания работает профессионально и эффективно, то не станет поддаваться на провокации.  Причем, акцент на этом делать даже не нужно. Представьте возможную атаку, как укус комара.

 Если же кампания против вас уже ведется, то здесь вам нужно будет проявить определенную активность. Для начала, представьте эту негативную пропаганду, как  кампанию, направленную против вашей аудитории, а не только против вас. Продемонстрируйте факты и доказательства вашей правоты. Это очень важно. На начальном этапе информационной войны, вы должны вызвать к себе доверие со стороны вашей аудитории и СМИ. А его можно достичь только путем эмоциональной подстройки и прямых и косвенных доказательств в вашу пользу. В этом случае, вашими союзниками могут быть авторитетные для вашей аудитории личности, светские персоны, звезды эстрады и т.п.

 Наибольшую активность проявляйте в социальных сетях и блогах. Потому что, они являются главным полем для сражения. Посты на форумах лучше озаглавливать так: «Как вы думаете, кому выгодна травля …?» Но, начинать антикризисную PR-кампанию лучше с официальных источников, зарекаясь поддержкой крупных порталов или Интернет СМИ. 

К сожалению, мы живем в мире, где потоки информационной грязи проливаются изо дня в день. А иногда, это может грозить и нам. Но, если вы ведете открытую и качественную работу в Интернете и имеете доверительные отношения со своей целевой аудиторией, то сможете с лихвой отбить нападки черного или серого пиара.

 Беседу вела Камилла Силаева

 

 

 

 

Вложение Размер
s0005643.jpg 33.94 КБ