Подробнее об убеждениях

Александр Любимов

Итак, ограничивающее ли его убеждение или расширяющее может определить только сам человек. Убеждение нельзя рассматривать абстрактно, игнорируя человека, который ими пользуется и вырывая из контекста, из той ситуации в которой они работают. Потому что каждое убеждение выполняет определенную функцию – защищает, поддерживает, мотивирует.

Например, убеждение " я должен сдать экзамены" по структуре является ограничивающим. Там же присутствует слово должен! Но если у человека нет другого способа мотивировать себя на подготовку к экзаменам, то это убеждение является полезным (хотя и расширяющим его назвать можно с большой натяжкой). Функция этого убеждения – мотивировать подготовку к экзаменам.

Убеждение вполне полезное для девочки–подростка " нельзя общаться на улице с незнакомыми мужчинами" выполняет функцию защиты и безопасности в сексуальной области . Это убеждение не связано с общением – оно связано с возможными последствиями общения с определенными людьми. И оно является полезным до тех пор, пока девочка не сможет самостоятельно оценивать опасность ситуации и "гормоны не будут бежать впереди головы".

Другое дело, что данную функцию может выполнять и другое убеждение, не столь ограничивающее.

Естественно, когда девочка перестанет быть подростком и станет взрослой женщиной это убеждение уже станет ей мешать, и станет вполне ограничивающим. В более осознанном возрасте больше может подойти что-то вроде " я способна объективно оценить ситуацию".

Правда только в том случае, если это действительно так.

Да, действительно, убеждения вполне нелогичны и являются просто правилами жизни. Это очень общие правила, но структура человеческой психики такова, что она не может жить без правил – хоть какие-то но должны быть. Если есть убеждение, то оно выполняет определенную функцию, важную для человека. И должно быть хоть какое-то правило, которое будет эту функцию выполнять. Иначе человек просто не будет знать, как действовать в данном контексте, как взаимодействовать с ценностью. Пока данная ценность для него важна.

Вы еще помните, что убеждение – это не просто правило, это правило описывающее взаимодействие с ценностями.

Естественно, если ценность уже не важна отпадает важность и в убеждениях, которые с этой ценностью связаны.

Именно так могут образовывать определенные группы ограничивающих убеждений – у человека сменился набор ценностей, а вот набор убеждений (правил жизни) не изменился. Просто часто люди тупо пользуются правилами, не понимая их смысла.

Но иногда это действительно единственный выход – если люди не способны самостоятельно оценивать ситуацию. Как с той девочкой-подростком.

 

Упражнение 1. "Функция убеждения".


Напишите список из 7-12 ваших убеждений (как расширяющих, так и ограничивающих). И определите функцию каждого убеждения.

 

Убеждение Функция
В жизни ничего не дается просто так. Мотивация на работу по достижению цели.

 


 

Упражнение 2. "Свое место"


Грязь – это нужное вещество в ненужном месте

Так как ограничивающее ли убеждение или нет зависит от ситуации, то можно для любого убеждения подобрать контекст, в котором оно будет полезным, и контекст, в котором оно будет ограничивающим.

Напишите список из 7-12 ваших убеждений, (можно взять список из предыдущего упражнения) и определите, в каких контекстах эти убеждения являются ограничивающими, а в каких – расширяющими.

Возможно для этого придется немного поиграть словами (рефрейминг смысла), например заменить жадность на бережливость или домовитость.


 

Мотивация Ограничивающее Расширяющее
Я должен все делать сам Руководство, работа в команде. При привыкании к самостоятельной жизни


Источник: trenings.ru

Категория: