Рефрейминг Содержания

Александр Любимов

Если тебе изменила жена, радуйся,
что она изменила тебе, а не отечеству.
А. П. Чехов.

 

Что такое рефрейминг.


С английского слово reframe можно перевести множеством разных способов – это и замена рамки у картины, и наоборот, замена картины в рамке. Обычно, при переводе на русский, применяют слово переформирование, хотя оно и передает общее настроение этого термина, но при этом, как вы понимаете, несколько теряет в смысловом значении и в игре слов...

Давайте проведем небольшой эксперимент. Вспомните образ неприятной для вас ситуации...

А теперь поместите его в золотистую рамку. У кого изменилось отношение к этому событию?

А теперь сделайте рамку искрящейся. Что произошло?

– Образ стал менее напряженным.

– Всё как-то стало более спокойным.

Это только образная метафора.

Рефрейминг (или переформирование) – это способ поменять оценку, сменить ее на другую.

На пеньке стоит Ёжик и кричит:

– Я сильный! Я сильный! Я сильный!

Рядом проходит Медведь, послушал – и как дунет на Ёжика. Того уносит в кусты.

Ёжик встает и произносит:

– Я сильный, но легкий!

Существует очень много видов переформирования. То, чем мы начали заниматься, называется Рефреймингом Содержания. Это единственный вид переформирования, для которого требуется знание содержания проблемы. Для всех остальных обычно этого не нужно.

А какие еще рефрейминги бывают?

Например, "Договор Частей", "Шестишаговый Рефрейминг", "Интеграция Противоположных Частей". Некоторые мы пройдем.

Итак, Рефрейминг Содержания. Он направлен на то, чтобы поменять значение события. А вместе со сменой значения изменится и отношение.

Это можно сделать двумя способами:

Первое: прямо предложить это другое значение (рефрейминг значения, смысла).

Второе: найти такой контекст, в котором это событие само по себе будет обладать другим смыслом.

В первом упражнении, когда вы искали другое слово для обозначения события – это был рефрейминг значения, а когда придумывали ответ с "Зато" – рефрейминг контекста. Это только несколько вариантов.

Можно сказать, что любая проблема – это неуравновешенные весы, на одной чаше которых находятся наши желания, а на другой – то, что мы имеем в данный момент. Решение проблемы – это восстановление равновесия. И как вы понимаете, это можно сделать разными способами. Можно дать человеку то, что ему не хватает, а можно изменить желания.

Но есть еще один способ. Представьте себе коромысло, на которое подвешены два полных ведра разного объема. Вода не прольется, если удачно выбрана точка опоры.

Так и в жизни: бывает очень важно найти такую точку зрения, которая поможет обрести гармонию.

Рефрейминг – это возможность выйти за пределы ограничений, посмотреть на событие с другой стороны. Рефрейминг содержания не меняет ни самого поведения, ни желаний. Он меняет только отношение, в результате чего достигается искомое равновесие. И я надеюсь, вы уже понимаете, что иногда более эффективно помочь человеку изменить собственное поведение, чтобы он мог достичь желаемого, а иногда более полезно изменить отношение.

Если проблема заявлена как негативное восприятие окружения или самого себя (муж не любит, погода всегда плохая, работа омерзительная, дети невозможные), тогда, на мой взгляд, более полезно менять оценку ситуации. Если же заявленная проблема состоит в трудностях поведения (не могу сменить работу, не могу выучить английский, не умею отказывать), то тогда переформирование содержания, скорее всего, поможет меньше.

Хотя иногда смена оценки весьма помогает при изменении поведения, и наоборот.

Здесь все будет зависеть от желания клиента и от его карты. Рефрейминг содержания – очень простая и в то же время очень трудная вещь. Сам по себе он прост, но нужно его подобрать так, чтобы он максимально соответствовал карте другого человека.

Например, в Синтоне будет практически универсальным переформирование: "Зато это повод поработать над собой". Но для большинства других людей этот вариант будет малоподходящим.

К тому же рефрейминг должен восприниматься (и подаваться) как нечто ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ. Только в этом случае он будет действительно эффективен. В виде шутки он, скорее всего, не сработает.

Но это тоже для кого как.

 

Переформирование значения.


Переформирование смысла гораздо шире, чем просто поиск слов с разным значением.

Однажды к Вирджинии Сатир пришел мужчина, банкир, и привел свою дочь.

– Она меня не слушается. Она упряма, – заявил он.

Вирджиния немного поговорила с ним, после чего сказала:

– Вы ведь достигли всего сами? Вам не оставили наследства, у вас не было отца, который бы просто передал вам управление банком?

– Да! Я достиг всего сам! Я начал с нуля!

– И вы были настойчивы в достижении своей цели?

– О, да! Я трудился как вол.

– Так почему же вам не нравится то, что ваша дочь унаследовала ваши качества. Что она такая настойчивая?

– Да, действительно! Спасибо. Мы пошли...

Эта история действительно произошла. И в ней не изменилась сама ситуация. Не изменилось поведение девочки. Просто ее поведению отец стал приписывать совершенно другое значение. Упрямство превратилось в настойчивость!

Еще одна история.

У меня есть знакомая семейная пара. Жена баскетбольного роста вышла в новой очень-мини-юбке. Муж ее спрашивает:

– Бабки плюются?

– Да.

– Значит, то, что нужно.

Для того, чтобы сделать рефрейминг смысла, вам нужно либо знать значение, которое придает человек событию, либо точно о нем догадываться. Если девушка говорит: "Я чувствую неловкость, когда на меня смотрят мужчины", то это может означать множество разных вещей. Например, она может предполагать, что когда на нее смотрят мужчины, то они ее сексуально хотят; что у нее прыщи на лице, и она этого стесняется; что она привлекает слишком много внимания; что обращают внимание на ее неловкость (существующую или мнимую).

И для того, чтобы рефрейминг сработал, вам необходимо знать это значение. Вы можете задать прямой вопрос: "А что это для вас обозначает?" Или можете, полагаясь на интуицию, сделать наиболее подходящее переформирование и отследить реакцию – если вы не попадете, Клиент вам сообщит об этом (вербально или невербально).

– Я чувствую неловкость, когда на меня смотрят мужчины.

А что плохого в том, что вы кому-то нравитесь?

Это-то и плохо! Он мне в отцы годится, а все туда же...

Здесь можно отреагировать по-разному:

А может, вы просто напоминаете ему его дочь?

Но если вы вызываете сильные чувства даже у пожилого мужчины, скорее всего, вы весьма привлекательно выглядите.

И т.д.

 

Рефрейминг Контекста.


В переформировании контекста вы изменяете значение не напрямую, а ищете ситуацию, где данное поведение будет иметь совершенно другое (положительное) значение.

Злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), агрессивность – в драке, жадность – в обучении (жадность к знаниям), и так далее.

Но этим рефреймингом мы активно занимались, когда делали упражнение с "Зато".

– Я слишком молчалива.

– Зато не скажешь ничего лишнего.

Молчаливых любит начальство.

Когда я занимался ребефингом, мне попалась бумажка, озаглавленная: "100 способов изменения отношения к ситуации". Там было как раз 100 вариантов рефрейминга контекста. Вот один, который мне показался самым забавным: "Зато будет о чем после вспомнить".

Если говорить формально, вы можете попробовать свести любую проблему либо к виду: "Я испытываю Х, когда Y" (при чем Х – это что-то неприятное), и тогда вы можете сделать переформирование смысла, либо к виду: "Я слишком Z", и тогда вы можете сделать переформирование контекста.

Ё Если у вас в описании проблемы присутствует четкое определение контекста – тогда вы делаете рефрейминг значения, если же четкой привязки к контексту нет – рефрейминг контекста.

Но, я думаю, вы достаточно гибки для того, чтобы понять, что деление на переформирование контекста и переформирование смысла достаточно условно. Если позадавать вопросы, то можно свести к любому типу рефрейминга. Чем вы сейчас и займетесь.

 

Тренировка.


Маленький верблюжонок разговаривает с мамой.

— Мама, у меня на спине горбы, а у лани такая гладкая спинка...

— Зато благодаря этим горбам ты можешь много дней обходиться без воды.

— Мама, у меня такие огромные уродливые копыта, а у лани такие маленькие, хорошенькие...

— Зато ты не проваливаешься, когда ходишь по песку.

— Мама, у меня шерсть клочьями, а у лани такая гладкая шерстка...

— Зато ты не замерзнешь в холода и не обгоришь на солнце.

— Да, мама, но зачем это все здесь, в зоопарке?

Итак, упражнение. Вы объединяетесь в микрогруппы по 5-6 человек. Водящий выдает какую-нибудь проблему, а все остальные, по кругу, делают переформирование – любое, какое получится, либо контекста, либо значения. Естественно, повторяться нельзя.

Водящий может сообщать, как о существующей проблеме, так и о возможной. Но постарайтесь подобрать что-то вам близкое, чтобы можно было проверить результат калибровкой невербальных реакций.

После того, как все сделали свои рефрейминги, Водящим становится следующий по кругу.

Вы можете задавать вопросы Водящему, но только для большего прояснения картины.

Хорошо, а теперь возьмите по карте. И теперь, вне зависимости от типа заявленной проблемы, вам необходимо обязательно сделать:

1. Рефрейминг значения, если масть черная.

2. Рефрейминг контекста, если масть красная.

Вы имеете право задавать вопросы. Напоминаю, что при определенном желании любую проблему можно свести к одному из типов высказываний: "Я слишком Х" или "Я чувствую X когда Y".

Это не является правдой, но если вы будете так думать, то научитесь этой технике быстрее.

– Когда разойдешься – придумывать очень легко. И в голове не один вариант, а несколько. Остается только выбрать лучший.

– Действительно, практически любую проблему можно свести и к переформированию значения, и к переформированию контекста.

– А мы натолкнулись на то, что никакие варианты рефрейминга просто не подходили. Когда потом обсуждали, выяснилось, что человек хотел все-таки изменить поведение, а не отношение.

Замечательно! Будьте очень внимательны к тому, что хотят другие люди. Рефрейминг содержания изумительная вещь, но он не может работать всегда и везде, по той простой причине. что не всегда люди хотят менять отношение. Чаще для них важнее изменить поведение.

Но! Рефрейминг может очень хорошо помочь при работе с изменением этого поведения. Или быть первым шагом. Если проблема не выглядит очень страшной, к ней легче подступиться и решить.

 

Упражнение "Отпор".


Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать "наезды" – определенные неэкологичные высказывания в ваш адрес. Вот в этом вы сейчас и потренируетесь.

Объединитесь в группы по 4-5 человек. Игра идет по кругу. Группа придумывает отрицательные качества человека (не обязательно существующие в действительности), а тот отвечает фразой, начинающейся с "зато..." (рефрейминг контекста). После "зато" идет сообщение о том, что полезного это качество ему дает. Причем он находит другое слово, обозначающее то же качество, но с положительной оценкой (рефрейминг значения). Где-то по 4-5 предложений каждому.

– Ты вспыльчивая.

– Зато мужчинам нравятся страстные женщины.

– У тебя косоглазие.

– Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.

– Здесь ваша задача просто потренироваться в спонтанном умении переформировывать "наезды", то есть поддерживать личную экологию.

Если вы нашли подходящие рефрейминги в 3 случаях – это уже хороший результат.
 

Источник: trenings.ru

Категория: