Организация внимания

Александр Любимов

Все началось с достаточно простой мысли – а как организовано внимание (чем бы оно ни было)? Если у человека есть такая вещь как ВНИМАНИЕ, то оно естественно должно иметь некую структуру и способ организации. Например, если ВНИМАНИЕ почему-то перескакивает с одного объекта на другой, то что-то происходит внутри. Наиболее вероятно это будет некий субмодальный сдвиг. Но могло быть и еще что-то...

В связи с тем, что у меня была определенная возможность все это проверить – я веду группы – просто и задал такое задание группе: – какая критическая субмодальность определяет ваш фокус внимания?

При этом я употреблял выражение Фигура/Фон, подразумевая под фигурой то, на что обращено внимание, при чем это касается в том числе и аудиального и кинестетического канала.

И как человек организует вот это выделение Фигура/Фон и им управляет? При чем мне не совсем пока понятно, работает ли внимание только с Фигурой, или способно обратиться и к Фону тоже.

Последнее означает следующее. Может ли внимание обратиться к фону так, что бы он фоном и остался а не превратился в фигуру.

Я так же думаю что данное исследование будет интересно тем, что если понять механику внимания, то можно подобрать ключи к его управлению несколько иным способом чем простая нагрузочная тренировка. Так же я постараюсь выдать несколько идей по этому поводу и предложить набор упражнений для развития и управления внимания.

 

Фигура/Фон.


Давайте сначала попробуем разобраться в том, как вообще человек различает, что вот это – Фон, а вот это – Фигура. Должно быть некое субмодальное различие между этими двумя вещами, каким-то образом оно должно быть организовано.

Лично для меня это напоминает фокус. Внутренне, на что я обращаю внимание (или внимание обращается) более резкое, яркое, там присутствую цвета и есть движение (если оно вообще есть). Это выглядит немного выпуклым на более плоском фоне. То есть как бы Фигура имеет объем, а фон плоский. Фон серее, гораздо более размытый, не имеет объема и если там есть движение, то оно размытое и практически незаметное.

Приблизительно то же самое наблюдается и с внешними картинами.

Что скорее всего и должно было бы происходить.

Фигура гораздо четче и резче, а то, что относится к фону воспринимается более серым, размытым и неподвижным. К стати, движение на заднем плане приводит к перемещению внимания туда, хотя бы на короткое время.

По поводу движения есть некоторые соображения, не совсем НЛПерского характера. Весьма возможно. что движение является одной их критических субмодальностей «генетически» – нашим далеким предкам совершенно необходимо было реагировать не непонятное движение, для того что бы вовремя заметить опасность.

Хотя с другой стороны эта стратегия может быть просто регулярно считываться, и если у «учителя» она по какой-то причине отсутствует, то и ученика она может не работать тоже.

Я бы набрался смелости и сделал предположение, что зона 1 (Область Фигуры) – это зона Первого Внимания (Внимания Сознания), а зона 2 (Область Фона) соответственно зона Второго Внимания (Внимания Бессознательного). Эти термины я, с вашего позволения, и буду пользоваться дальше, осознавая всю спорность их применения. Весьма возможно, что это может быть хорошей метафорой и различию между сознанием и подсознанием. Сознание – это Фигура, что-то яркое, контрастное, четкое и маленькое по отношению к целому, а подсознание – более размытое, серое и большое.

При работе на группе было замечено что у большинства приблизительно такой же способ выделения Фигуры. Это как бы пятно на более незаметном фоне. При этом критическими субмодальностями для визуального канала наиболее часто называли:

резкость

яркость

контрастность

На эти три субмодальности пришлось порядка 3/4 от общего числа. Встречались такие критические субмодальности как:

направление

объем

размер (искажение реального размера)

расстояние

Был очень интересный способ у одной девушки. У нее была рамка, которая ограничивала область фокуса внимания, а все остальное было заполнено черным цветом. То есть она видела практически то, что находилось в зоне Первого Внимания. По всей видимости такая способ организации позволяет иметь очень высокую степень концентрации, но при этом совершенно не работает бессознательное, по крайней мере в обработке визуального изображения. И действительно, с чем работать, если информации нет?

Для аудиального канала распределение было несколько иным. У почти 80% критической субмодальностью была громкость, среди остальных встречалась

резкость звука,

направление,

стерео–моно,

изменяемость (фон монотонный).

Правда исследовалась только восприятие голосов, но, я думаю, для остальных типов звуков будет нечто схожее.

 

Упражнения.


 

Фигура/Фон.


Поработать с управлением внимания можно так.

Возьмем хорошо знакомую картинку, на которой можно видеть либо два профиля, либо белую вазу.

И попробуйте определить, что происходит, когда вы видите два профиля, а когда белую вазу. Если ничего не делать, то через некоторое время фигура начнет «мигать» – вы можете видеть то вазу, то профили. При чем это мигание будет происходить с определенной частотой.

Для меня что бы были видны профили они должны стать более резкими, а фон как бы отдаляется назад. При этом белая часть как бы становится более серой и размытой. Для того, чтобы видеть вазу, надо сделать белую часть рисунка более яркой и резкой.

После того, как вы определите критическую субмодальность вашего внимания, можно потренироваться на ее сознательном управлении (пусть например это яркость). Попробуйте научиться делать нужную вещь более яркой. Через какое-то время это уже станет более автоматизированным и автоматическим.

Для объекта тренировки может подойти что угодно: карандаш на столе, фотография в газете, реклама на стене в метро или лэйбл фирмы на этой рекламе.

Так же, по видимому, стоит поработать со следующими вещами:

 

Размер Фокуса.


Попробуйте потренировать размер фокуса – размер пятна внимания. Очень часто его размер может быть вещью неуправляемой. Весьма возможно, что размер фокуса достаточно сильно связано с «объемом осознавания».

Во вторых, это может быть весьма полезно для того, чтобы развивать скорость чтения.

Одна из вещей, с которой работают при занятиях скорочтением – это как раз возможность увеличения области внимания. Очень часто при чтении вы за раз можете захватывать три-четыре буквы, хотя гораздо более удобно воспринимать как минимум целое слово.

Это немного напоминает развитие компьютерных процессоров – каждое новое поколение увеличивает объем «захватываемых» за один раз данных: начиналось все с 8 разрядов, а сейчас уже появились 64 разрядные.

Работать можно так: пишите а потом мысленно представляете себе это слово. Начинаете с односложных (2-3 буквенных), а далее идете к двум и более слогам.


 

Аудиальный канал.


До этого говорилость в основном про визуальный канал. Естественно, есть слух и ощущения. Со слухом можно поработать аналогично (при чем если у вас есть навык при работе со зрением, то работать с остальными каналами восприятия будет намного проще).

Возьмите запись какой-нибудь музыки с постоянным инструментом (то есть на протяжении всей мелодии есть например ударные или бас-гитара) и попробуйте выделять то этот инструмент, то всю музыку целиком, то другой инструмент, то голос (если есть).

Определите критические субмодальности (скорее всего будет громкость, только не магнитофона, а 'внутренняя', то как вы воспринимаете это внутри).

И начинайте тренировать эти субмодальности на самых разных источниках звука. До тех пор, пока у вас не получится достаточно свободно выделять нужный объект (делать его фигурой).
 

Источник: trenings.ru

Категория: