Развитие памяти

Память тренируется этим путем достаточно хорошо. Сейчас я еще несколько методов расскажу. Может быть кто-нибудь помнит рассказ "Ким" y КИПЛИНГА ? Интересный рассказ, который как раз говорит о том, как мальчик стал мечтать стать разведчиком и тренировал память. Очень интересно. Приемы мнемотехники уже много веков известны, но вот сейчас в таком структурированном виде их сформулировал наверное.. Гарри Лорейн. В ЭКО может быть читали? Была хорошая статья :"Как развить мощную память?" Все эти приемы известны уже много лет, тем не менее он очень грамотно все сформулировал.

 

Давайте мы эти приемы,.. четыре всего метода,.. разберем... и станет ясно зачем каждый из них делается.

Для того, чтобы запомнить информацию последовательно , нужно сделать всего одно. Нужно ярко визуализировать, аудиализировать, и конструировать в кинестетике мультфильм связанный с этими предметами в такой же последовательности.

Но! Сделать так, чтобы все эти образы были необычными. Если я представлю себе яблоню и на ней яблоко, то я могу просто забыть, что мне нужно вспомнить еще и яблоко. Ведь образ яблони всегда с яблоком связан....Но если я представлю себе яблоню, y которой яблоко больше, чем сама яблоня, - я это не забуду никогда. Фактически,.. конструирование внутри себя вот таких образов, которые совершенно не обычны позволяют эти образы запомнить.

Поэтому...принципа 4:

1. Искажать пропорции. (Пропорции исказил. То что было маленьким - стало большим...то, что было большим - стало маленьким.. это я не забуду.. Т.е. фактически я буду знать, что вот на это при вспоминании я обращу внимание. Потому, что вспоминать я буду так, как зало-жил Аналоговую информацию.)

2. Менять местами. (Если вы увидите женщину подошедшую и севшую на стул, вы можете запомнить женщину, и не запомнить этот стул. А если вы увидели, что подошла женщина, и стул сел на нее,...- вы это не забудете никогда.)

3. Представлять все предметы и объекты в активном действии. (Стоящий стул вы не запомните. Можете забыть. А летящий стул вы запомните. И в 3 системах. Если он летит, и вы после этого слышите звук, как он свистит...потом пролетает мимо вас, и вас задевает...Это вы запомните)

4. Увеличивать количество предметов. (Если идет последовательность такая - стол, ручка...карандаш...Если я представлю себе стол , а на нем карандаш, то потом, когда я буду проходить по этому визуальному ряду,...стол то я вспомню, а карандаш для меня будет чем -то обычным. А если я увижу стол на котором гора карандашей - то это запоминается.)

Вот всего лишь 4 приема. Больше ничего не нужно. Если вам нужно запомнить последовательность слов, в том порядке, в котором эту последовательность вам говорили,...фактически нужно формировать такой мультфильм. Задача тренировки памяти заключается только в грамотном быстром использовании всех 4 методов в каждой паре. Потому, что где-то вы в одной связке не учли...вы потеряли следующее слово...и дальше можно уже не вспомнить.

Когда мы с вами будем вот здесь демонстрировать память на 100 слов, тренировка будет идти не по количеству слов запомненных, а по самому большому непрерывному куску.

А если вы запомните в полном виде, то это будет кусок 100.А если будет 10 кусков по 5 - это будет не 50. Это будет 5. Hy давайте попробуем:.....Четыре приема эти запомнили? Расслабились...

Солнце, петух, дом, печь, котел, змея, зуб, капля, лужа, свет, хлеб, труба, дым, луна, стрела, облако, самолет, дождь, трава, поляна, будка, кость, магнит, собака, озеро, бусы, нитка, иголка, цветок, ковер, шкаф, блюдо, трактор, плуг, костюм, карман, карандаш, листок, письмо, почта, поезд, замок....Все!

Hy все.. кто попробует? (Желающие пробуют...)

Hy все просто. Самое-то главное здесь что? Самому принципу здесь совершенно все равно...50 слов или 300. Какая разница?

И самое интересное, что вы этот список вспомните и завтра, и послезавтра, и через неделю,...а многие и через месяц. Мне здесь труднее. Потому, что я провожу уже 48 группу...Сейчас с вами мы памятью заниматься не будем, а y меня были группы, где мы занимались памятью очень серьезно и y меня люди вспоминали текст страницами , раз прочитав книжку .

Hy так проблема ... вот в чем : я то все эти цепочки прогоняю через себя , когда проекционирую ...

Если бы вы знали , сколько y меня там облаков , карандашей и вот всяких разветвлений ... Я конечно стараюсь разные цвета уже представлять , на разном фоне и т.д., но это уже столько ухищрений ... И по этому , когда кто-нибудь мне говорит : кровать . У меня эта кровать - шлеп , шлеп , шлеп ...- десять цепочек от кроватей . И если я не поставил себе на каждом предмете этой цепочки какой-то вот значок ,- как на телевизоре , когда фильм идет и там значочек какой то вот стоит , фирмы , которая его перевела или купила ... ,- я фактически начинаю переходить на другие цепочки . Вот такая проблема , если постоянно злоупотреблять этим делом .

ВОПРОС : А почему список слов подобран так тенденциозно ?

- А потому , что тенденциозно вот в каком плане : если бы я говорил вещи , которые трудно связать ,- y вас нет еще опыта . А с другой стороны вещи , которые близки - их труднее запомнить . Мультик из нитки и иголки - запомнить сложней, чем из нитки и трактора .

ВОПРОС : Практически нет абстрактных слов : идея , соотношение , ...

- Извините , мы тренируемся , а не проверяем друг друга на то, кто умнее . Если появляются глаголы или номинализации, то естественно, их нужно просто заменять предметами, которые y вас больше с этими словами связаны.

Кроме метода связок , который мы сейчас прошли, существует еще метод , как связками запомнить числа Этот метод называется "метод зацепок". Его тоже многие наверное знают , но я давайте вкратце все же расскажу его .

МЕТОД ЗАЦЕПОК.

Принцип тот же : каждому числу , каждой цифре ( в зависимости , конечно от потребностей человека - кто много чисел запоминает , ему приходится запоминать, формировать себе список до ста ,- от единицы до ста ... запомнить такие вот образы ), каждому числу , ставится соответственный образ - раз и на всегда .Числу , ну и цифре . Сейчас я скажу принцип . Принцип простой . Hy , сначала с цифр начнем . Если ШЕРЕШЕВСКИЙ запоминал числа , как образы людей , которых он помнит , то , здесь предлагается несколько другой прием. Каждой цифре ставится в соответствие одна согласная буква:

0 - Л ; 1 - H ; 2 - В ; 3 - Р ; 4 - Ч ; 5 - П ; 6 - Ш ; 7 - С ; 8 - М ; 9 - Д ;

Hy принцип такой: от 0 до 3 , и 8 - последняя согласная слова; от 4 до 7 , и 9 - первая согласная слова.

Иначе будут повторяться!

..ноЛь.. одиН.. дВа.. тРи.. Четыре.. Пять.. Шесть.. Семь.. восеМь.. Девять. Фактически тем, кто мало запоминает ,..уже этого достаточно.... Любое число тут же превращается ....Из этих согласных, теперь можно добавляя гласные , можно составлять слова , которые легко за-помнить.

Hy например... 2 8 - 7 5 - 6 7 ... в м с п ш с ... вымя сыпь(сип) ишиас ...ну вообще образ достаточно интересный: "ВЫМЯ покрылось СЫПЬЮ, когда заболело ИШИАСОМ !" Если скажем это телефон сапожной мастерской, вы представляете са-пог и связываете в мультик...Все теперь начиная с сапога по мульти-ку всегда можно вспомнить этот номер. А по этому мультику выйти на сапог, и вспомнить чему он соответствует.

И поэтому каждое 6-значное число представляется потоком 3-х образов, ....если есть какой-то символ y этого числа...то фактически вы знаете к чему это число относится. Иначе просто быдет помниться телефон, и не будет помниться к чему? Hy например...12-значное число, это фактически 6 слов ..Давайте попробуем.... 3 7 6 3 1 5 3 7 4 2 6 4...Роса-шар-анапа-роса-чив-ишачий...

Теперь давайте прикинем вот как...А как запоминать двузначные числа, чтобы постоянно не связывать?

Вот есть Таблица связок, зацепок - двузначных чисел. Из тех же самых согласных...Уже подготовленные слова . Этот список достаточно 2-3 раза прочитать, и потом на эти согласные он y вас и будет всплывать.

ТАБЛИЦА МЕТОДА ЗАЦЕПОК

 

0 - иЛ       10 - НиЛ     20 - ВоЛ     30 - оРеЛ      40 - ЧеЛо 

1 - Ной      11 - НеоН    21 - ВиНо    31 - РаНа      41 - ЧаН 

2 - Вой      12 - НиВа    22 - ВиВа!   32 - РоВ       42 - ЧиВ 

3 - аРия     13 - НоРа    23 - ВаР     33 - РуР(шахта)43 - ЧиРей 

4 - оЧи      14 - НоЧь    24 - ВеЧе    34 - РеЧь      44 - ЧаЧа 

5 - Па(балет)15 - аНаПа   25 - ВыПь    35 - РеПа      45 - ЧП 

6 - уШи      16 - НиШа    26 - ВоШь    36 - оРШа      46 - ЧаШа 

7 - уСы      17 - НоС     27 - ВеСы    37 - РоСа      47 - ЧаСы 

8 - яМа      18 - НеМой   28 - ВыМя    38 - РоМ       48 - ЧуМ 

9 - аД       19 - аНоД    29 - ВоДа    39 - РаДио     49 - ЧаД 
50 - оПаЛ     60 - ШиЛо    70 - СоЛь    80 - МыЛо      90 - ДуЛо   
51 - ПеНь     61 - ШиНа    71 - СоН     81 - МиНа      91 - ДНо   
52 - ПаВа     62 - ШоВ     72 - СоВа    82 - МяВ(кот)  92 - ДиВо   
53 - ПаР      63 - ШаР     73 - СоР     83 - МоРе      93 - ДаР   
54 - ПеЧь     64 - иШаЧий  74 - СеЧа    84 - МяЧ       94 - ДаЧа   
55 - ПаПа     65 - ШиП     75 - СиП     85 - МиоПия(оч)95 - ДеПо   
56 - ПаШа     66 - ШиШ     76 - СуШь    86 - МыШь      96 - ДуШа   
57 - ПеС      67 - иШиаС   77 - СоуС    87 - МяСо      97 - ДоСье   
58 - ПиМы     68 - ШуМ     78 - СоМ     88 - МаМа      98 - ДоМ   
59 - ПяДь     69 - ШэДоу   79 - СоДа    89 - МоДа      99 - ДуДа 

(герой Ч.Чаплина)                100 - НеЛЛи   Вот и весь принцип... 


Если первый метод назывался "методом связок", то этот - "Метод зацепок". Т.е. вы зацепляетесь за каждое число буквой. Буква - слово.

Дальше. Как запоминать список предметов по порядку, с номерами?

0 - комар

1 - дом

2 - стол

3 - яблоко

4 - рама

5 - магнитофон

 

Если запоминать по "Методу связок", то вам придется прослеживать всю цепочку и считать каждый элементик. Тут можно ошибиться.

- Но можно сделать все достаточно очень просто:

- Слово, которое соответствует 0(иЛ),..-комар. Ил-комар. Из ила вылетает огромный-огромный комар...

- 1(Ной). Дом - Ной. Ноев ковчег....

- 2(Вой). Стол воет.

- 3(Ария). Яблоко поет арию...

- 4(Очи). Рама.. Hy,.. очки в виде рамы.

- 5(Па). Магнитофон...Кто-то под магнитофон танцует Па.

............и т.д.

 

Все. Теперь вы уже можете по слову вспомнить: -Магнитофон? - - Па!...Яблоко? - Ария (И тут же возникает число 3). И по числу тут же возникает образ слова. Потому, что они парами, в связках. Если в "связках" мы опоследовательно цепляли, то здесь парные связки!

Если вам нужно назвать: "Что там было под номером 4?" ... Очи.. - Рама! Все. А если "рама", сразу вспоминается парный связанный символ.

Фактически в любом месте вы можете по номеру сказать слово, а по слову номер. И так ведь можно не только до 10, так можно по всему списку...Т.е. до 100.

Во второй сотне , там сложнее, ..но там каждый придумывает свои приемчики. На разном фоне, с разными объектами...Скажем в первой сотне персонажем мультфильма был НОЙ (1-Ной)...А во втором ...ВИЙ. Фактически вы уже не перепутаете. Вы же не перепутаете свои мультфильмы с "Том и Джери" и "Hy погоди!". Тем более, какая разница, какой длины? Принцип понятен?

Теперь нужно потратить неделю, для того, чтобы быстро научиться связывать ...ну и развить фантазию!
 

Категория: 

Комментарии

1

Зачем в методе зацепок использовать дополнительное звено - "цифра - буква - образ"?

Не проще ли сразу перейти к образу - цифра - образ. Т. е. закрепить за цифрами образы.

Например: 1 - столб, 2 - лебедь, 3 - задница (зато запомнится)) ), 4 - дерево, ель, 5 - крюк, 6 - вишня с черенком, 7 - крокодил, 8 - снеговик, 9 - головастик, 10 - козлы (аналогия с римской X)