Модели проблемы или когда закончить сбор информации

Категория
Александр Любимов

Часто спрашивают: – А когда закончить сбор информации?

Потому что понятно, что мета-модель классный инструмент, и именно поэтому разукрупнять можно до упора. А с моделью SCORE это делать можно просто бесконечно. Прошлое у человека большое, деталей там много и выяснять их можно долго. И ещё раз долго. Будущее тоже не маленькое, тем более многовариантное – с мета-моделью можно просто горы своротить. Так когда заканчивать?

Если это терапия, критерий достаточно субъективный: – Когда Оператор примет решение, какую технику делать. Ну, некоторые принимают решение ещё до того, как Клиент рот раскроет, а другие собирают информацию до тех пор, пока просто не устанут.




 

  • Что тоже критерий, но не столь эффективный, как хотелось бы.


В длительном сборе информации есть ещё одна опасность – большее внимание на содержание. В НЛП считается не слишком полезным глубоко влезать в карту Клиента – нужна только информация о структуре проблемы (или задачи).

Ну, как всегда: мало информации – плохо, много – ещё хуже, можно заплутать. Так как найти достаточный минимум?

НЛП работает с моделями. Модель должна быть полезной в данном контексте. Ну, а какие критерии подходящей модели в контексте терапии? По всей видимости она должна описывать проблемное состояние (то есть то, где Клиент сейчас), определять желаемое состояние – куда Клиент хочет попасть, и помогать в выборе того, каким образом ему, Клиенту, попасть из первого во второе. В частном варианте – это помочь в выборе техники. В этом смысле, любая техника в НЛП – это просто маршрут, пройдя по которому с большой вероятностью можно попасть их пункта А в пункт Б.

Итак, заканчивать сбор информации стоит когда определили структуру проблемы. То есть создали модель этой проблемы, проассоциировали реальные элементы карты Клиента с элементами модели. И, что не менее важно, определили желаемое состояние в этой модели – к чему всё, что вы делаете, должно привести.

Ну а теперь – некоторые модели проблемы/задачи. Это только небольшая часть из того, что можно было бы придумать. К стати, этим вы можете заняться после прочтения этой статьи – насочинять собственных моделей. Только помните, что модель должна описывать не только проблемное состояние, но из неё должно быть понятно решение и она должна помогать в поиске маршрута. Например, модель должна помогать в выборе наиболее подходящей техники НЛП. А то ведь можно напридумывать совершенно классных штук, но...

В конце описания модели дан список техник, лично мной с этой моделью ассоциируемый. Это мои личные ассоциации – у вас могут быть лично ваши, вполне отличные от моих.

Противоречие.


Проблема, она же задача – это внутреннее противоречие. Есть разница между тем, что у человека есть и тем, что он хотел бы получить. И это различие для него важно. Потому как можно ведь мечтать и хотеть стать королём эльфов, но это напрягать не будет. А желание стать более уверенным в себе или чувствовать себя раскованно при общении с женщинами (или мужчинами) – вот это уже может быть действительно важно.

Из этой модели, к стати, следует, что можно работать только в том случае, если противоречие есть. Внутри человека. Если он вполне удовлетворён сложившейся ситуацией – даже если Оператору она кажется неправильной – с Клиентом сделать ничего не удастся. Если только ему это противоречие не создать. Но об этом отдельно.

Хороший пример – алкоголики. Их обычно вполне устраивает их текущее состояние. Это не устраивает их родственников. Которые давят до тех пор, пока у того не появляется значимое внутреннее противоречие. И он наконец пытается предпринять хоть какие-то шаги. Или избавляется от родственников.

Из этой модели получается что решение – равновесие – можно получать несколькими способами. Во-первых, можно получить желаемое. Во-вторых можно отказаться от претензий. В-третьих, куча промежуточных вариантов – немножко желаемого плюс отказ от остального.

Например, Изменение Личностной Истории помогает получить желаемое, например чувство спокойствия, когда на тебя кричат. А Рефрейминг Содержания работает с отказом от претензий. В реальной практике обычно получается промежуточный вариант – другой взгляд на желаемое состояние и достижение того, что получилось.

"Визуальное Сдавливание", "Коллапс Якорей", "Рефрейминг Содержания".



 

Расширение Карты.


''Карта – это не территория. У каждого человека своя собственная карта мира.

Пресуппозиция НЛП.''


Карта Клиента ограничена. А решение – вне её пределов. Решение – надо расширить карту до тех пор, пока решение не окажется внутри карты.

Модель красивая. Правда для выбора формальной техники подходит мало, зато хорошо описывает работу в стиле эриксоновского гипноза. Всякие рефрейминги и изменение убеждений. Метафоры.



 

Увеличение Выборов.


''Любое поведение представляет собой наилучший выбор, доступный человеку на данный момент.

Пресуппозиция НЛП''.


Ещё одна общая модель – мало выборов. Клиент и сделал бы что-нибудь более интересное и эффективное, вот только эти другие варианты ему не доступны. Есть, по самым разным причинам, только вот этот совершенно дурацкий способ объясняться с женщинами. А предоставь ему возможности – он ещё ого-го!

Наиболее яркий представитель техники, явно реализующей эти идеи – Шестишаговой Рефрейминг. Он это всё реализует напрямую. Хотя, конечно, большинство остальных техник делает то же самое – увеличивает количество выборов, просто каждая своим способом.

Эта модель, на мой взгляд – просто ещё одна интерпретация предыдущей (Ограничение Карты) – только в Увеличении Выборов более чётко виден способ решения задачи.



 

Препятствие.


''Каждый из нас обладает всеми ресурсами, нужными для достижения собственных целей.

Пресуппозиция НЛП.''


Ещё одна общая модель – препятствие. Есть цель, но перед целью стоит препятствие. Его надо убрать.

Тут же получаем кучу идей по способу преодоления: обойти, перелезть, сделать подкоп, убрать препятствие. И самый хитовый – понять, что препятствия нет.

"Рефрейминг Содержания", "Изменение Личностной Истории", "Коллапс Якорей", "Изменение Субмодальностей".



 

Плюс ресурс.


А.С. + Р. = Ж.С.

Волне дигитальная формула: Актуальное Состояние плюс Ресурс равно Желаемое Состояние. Вопрос только где взять ресурс.

Красиво и компактно.


Но, как заметил Игорь Беспалов АС + любой Ресурс равно какому-то Новому Состоянию. Так что Ресурс нужен не какой попало, а тот который подойдёт. Довольно часто НС не равно ЖС. И надо мучаться, калибровать и искать ещё какой-то ресурс, чтобы в конце итераций получить НС=ЖС.

С другой стороны, на эту формулу можно посмотреть так: ресурс подбирается так, чтобы НС = ЖС. Ресурсы – это переменная. А АС и ЖС – константы. Таким макаром эту формулу можно подогнать под любую задачу. Ведь ресурсами в НЛП является всё – состояния, убеждения, способности, точки зрения и проч.

И с точки зрения математики задача совершенно элементарная.

Правда люди несколько с трудом впихиваются в математические построения. Тогда призываем на помощь модель ТОТЕ (математика на службе психологии). Вы калибруете ЖС (Т<sub>1 ). Потом добавляете ресурс (О). Сравниваете НС с ЖС (Т<sub>2 ). Если совпало – выход. Если нет – добавляете ещё другого ресурса. И так пока не получите НС = ЖС (или поймёте, что этого равенства добиться не получается).



 

Критерии цели.


Сначала небольшое объяснение. Цель, которую мы достигаем или хотим достичь, должна удовлетворять некоторым критериям. Например, она должна быть:




 

  • приемлемой;
  • экологичной;
  • достижимой.


Приемлемость подразумевает, что цель не противоречит нашим убеждениям и ценностям. Экологичность – то, что последствия этой цели приемлемы для нас. Достижимость – то, что цель можно достичь в принципе.

Тогда проблема – это когда цель либо не приемлема, либо неэкологична, либо недостижима. То есть проблема – это когда не удовлетворяется хотя бы один из данных критериев.

Например, в ПСР вопрос "зависит ли она только от вас" – это вопрос о достижимости. Точно так же как и положительная формулировка и проч. Вопрос о потерях – это экология. И так далее.

"Положительно Сформулированный Результат", "Декартовы координаты", "Стратегия Гениальности Уолта Диснея".



 

Критерии достижения.


Точно так же будут критерии для способа достижения цели. Способ достижения должен быть:



 

  • приемлемой;
  • экологичной;
  • эффективным.


Первые два пункта аналогичны тем, что говорится о критериях для цели. Эффективность – это соответствие затрат получаемому результату. Например, можно вбухать очень много сил и получить совершенно мизерное продвижение к полученной цели.

Тогда проблема – это когда способ достижения цели не удовлетворяет одному из этих критериев. Остаётся только найти способы, которые бы удовлетворяли бы необходимым условиям.

"Шестишаговый рефрейминг", "Стратегия Гениальности Уолта Диснея".



 

Конфликт частей.


Две конфликтующие части. Одна хочет одного, а вторая хочет в тот же момент совершенно противоположного. Вот они и дерутся.

Интеграция Противоположных Частей (Визуальное Сдавливание), Договор Частей.

Разница применения техник только в структуре проблемы: если обе части мешают друг другу, можно и договориться. Если же только одна может напакостить второй, а у второй никаких способов дать адекватный (или ассиметричный) ответ нет – тогда только Визуальное Сдавливание. Впрочем, Визуальное Сдавливание подойдёт и в том случае, если обе части имею влияние друг на друга – более универсальная техника.



 

Система.


''Разум и тело — части одной и той же общей системы.

Пресуппозиция НЛП.''


Модель из системного мышления. Каждая из частей системы тянет в свою сторону, но и у самой системы тоже есть направление движения. В результате весь комплект движется в какую-то сторону, являющуюся суммой векторов "желаний" частей и системы и, весьма возможно, неподходящий ни одному из членов системы. Вопрос – как это всё реорганизовать, чтобы двигалось куда надо, а не куда попало.

Другой вариант модели частей, плюс добавляется ещё и система. В приложении к Клиенту получается несколько сложно: есть части со своими желаниями плюс есть желание человека, как системы. Но в некоторых случаях может модель может быть очень эффективна – когда много вторичных выгод и не совсем понятно результирующее поведение человека.

Из этой модели есть бодрый ответ на вопрос:

''- Есть куча частей. А что такое человек целиком?

- Человек – это система этими частями образуемая.

''От ответа не легче, но зато он есть!

"Картография Частей".



 

Новая часть.



Задача: человека чему-то обучить ещё. Потому что можно, конечно, сделать так что человек будет сидеть в кабине реактивного истребителя и совершенно спокойно и уверенно смотреть на все эти лампочки и стрелочки, но управлять самолётом он не сможет. Ему ещё нужно этому научиться. Вот создание части – это определённый вариант обучения.

"Создание Новой Части"



 

В прошлом.


Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.

Пресуппозиция НЛП.

 

Проблемы закладываются в прошлом. В том смысле, что у любого нынешнего поведения есть причина в детстве, а так же в том, что наступает за ним. Понятно, что все фобии, неуверенности и грызения ногтей сами по себе не появились – у них есть своя история, свои предпосылки и предшествующие события. Они зародились там и пришли в сегодня оттуда. Тогда решение – изменение прошлого так, чтобы сегодня всё было ОК.

"Изменение Личностной Истории", "SCORE на линии времени".



 

Ошибка в программе.


Самый тонкий элемент системы определяет ее стабильность.

Пресуппозиция НЛП.

Человек – это большой компьютер. На нём идут определённые программы. Проблема – ошибка в программе. Нужно просто удалить ошибки и отладить код.

"Изменение Субмодальностей".



 

Как организовал.


Можно организовать себя одним способом, эффективным. А можно организовать неэффективным способом. Первый вариант лучше.

К стати, в этой модели нет прошлого – есть только текущее взаимоотношение элементов. С ними и можно поиграть.

"Интеграция Логических Уровней".



 

Треугольник Карпмана.


Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.

Пресуппозиция НЛП.


Изящная и вполне эффективная модель коммуникативных проблем. Мечта системщика. То есть все проблемы – от тех ролей, которые мы играем. Взята, понятно, из Транзактного Анализа. Проблема – если попал внутрь треугольника. Для решения достаточно выйти. Так же очень полезно для описания разделения ответственности во взаимоотношениях Терапевт – Клиент. Собственно, это и есть страшилка про то, что бывает, когда никто не хочет брать ответственность на себя, а перекладывает на соседа. Тот на своего соседа. И так далее.

"Трёхпозиционное описание для решения коммуникативных проблем".



 

Как поделить.


Ну, конечно всю эту кунсткамеру можно структурировать. Самым разными способами. Например: есть модели частей, а есть модели целого. К первым относятся: Конфликт Частей, Система, Создание Части. Ко второй – всё остальное.

Или по каналу восприятия.

Визуальные модели: Система, Расширение Карты, Увеличение Выборов.

Кинестетические: Противоречие, Препятствие.

Дигитальные: Плюс Ресурс, Критерии Цели, Критерии Достижения.

Ещё можно поделить на общие и частные. Общие – это те, при помощи которых можно описать большинство проблем (задач). Если постараться. Частные – только часть этих проблем/задач. А может и вообще только одну единственную проблему.

Общие: Противоречие, Расширение Карты, Увеличение Выборов, Плюс Ресурс, Как Организовал, Конфликт Частей.

Частные: Треугольник Карпмана, Новая Часть, В Прошлом.

На досуге вы можете придумать и собственную систему организации.



 

Как создать собственное направление в психологии.


Основать своё направление в психологии на данный момент очень просто: вы выбираете наиболее вам нравящуюся модель и объявляете её единственно верной. Подбираете техники и, о чудо! Это работает! Правда только для тех, у кого проблема организована таким же образом, как и у вас. Ну не будете же вы выбирать модель, которая для вас не работает.




 

  • Хотя прецеденты были.


Таким способом уже наплодили их штук 300.

И, если вы говорите, что всё из прошлого, в зависимости от того, что вы считаете наиболее сильным переживанием своего детства, получаем:




 

  • Дианетику – если при вас кто-то не вовремя что-то сболтнул;
  • Гештальт-терапию – если вы что-то с кем-то недоговорили;
  • Психоанализ – если вы что-то не вовремя увидели;
  • Трансперсональную Психологию – если вы неправильно родились;
  • Юнговский психоанализ – когда вообще не понятно, откуда что взялось.


Если вам ближе модель частей, а вы человек творческий, у вас получается Психосинтез. А если вы уверены, что во всём должна быть структура – то Транзактный Анализ.

Если вы заявляете, что самое важное, это уметь преодолевать препятствия, то вы получаете ЛайфСпринг (и прочие аналогичные направления). Если же вы много занимались альпинизмом, то вы можете придумать что-то вроде Верёвочных Курсов.

Если же вы достаточно хитры, чтобы сказать, что всё есть иллюзия, то вы получаете клуб любителей Ричарда Баха, Кастанеды и проч. Если же вместо слова иллюзия вы пользуетесь умным словом модель, то получается НЛП.




 

  • И вы ещё получаете возможность тибрить техники и идеи из других направлений.


Осталось ещё некоторое количество неиспользованных моделей. Можно создать следующие направления в психологии:



 




 

  • Если вы достаточно харизматичны, то слово психология можно заменить на слово церковь. А если вам нравится выступать на публике – то на слово партия.


Системная Психология: человек – это совокупность отдельных элементов, которые надо настроить должным образом. Всё должно быть умно, строго, с большим количеством диаграмм и формул.

Психология Необходимого Добавления (она же Психология Контролируемой Шизофрении): хорошего человека должно быть много. Добавим ему полезных частей под завязку. Всё несколько эзотерично и противоречиво.

Психология Обретения Целостности: всё от конфликта частей. Интегрируем все части, пока останется один. Человек, то есть. Внутренний диалог запрещён, обсуждать можно что-либо только с личным психологом. Памяти Дункана Маклауда посвящается.

Психология Великого Расширения: расширим карту до упора. Туда влезет всё! Самое главное думать широко. А тех кто думает узко надо лечить.

Психология Правильных Целей: все наши цели правильны и удовлетворяют правильным критериям. Думай с нами, думай как мы, думай лучше нас.

Психология Верного Пути: все наши пути верны и удовлетворяют верным критериям. Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас.

Психология Человеческого Компьютера: человек – это программа на стандартном компьютере. Проблема – ошибка в программе. Надо выловить ошибки (баги) и отладить программу. Особенно полезно для бывших программистов, так как по другому они мир уже воспринимать не в состоянии.



 

  • Возможно я опоздал, и данные направления уже существуют, только под другими названиями.




 

Резюме.


Я, думаю, вам эта статья может помочь немного по другому взглянуть на подходы НЛП. Или по-другому организовать ваши знания.

В любом случае, на мой взгляд, полезно немного потренировать свою Творческую Часть (или творческое начало) и создать ещё несколько взглядов на то, как люди портят себе жизнь и что с этим можно сделать.


 

Источник: trenings.ru