Экология общения

Александр Любимов

Экологическая проверка.


 

При помощи языка мы создаем некую реальность.


Одна моя знакомая, Мастер НЛП Юля Синарева, рассказывает, что при работе с лишним весом она начинает со слов, которые употребляет Клиент. Если Клиент говорит, что он поправился, то есть сделал что-то правильное, то его тело не всегда понимает, почему требуется уйти от правильного состояния и худеть, то есть ухудшаться? И весьма возможно, какая-то часть будет протестовать, потому что она совершенно не хочет, чтобы человек ухудшался. Эта часть блюдет экологию! Поэтому лучше подумать о том, чтобы, например, прийти в норму или сбросить лишний вес.

А в той реальности, которую мы создаем, будет ли хорошо другим людям, и нам самим тоже?

Жил-был Иванушка. И всем он был хорош, но была у него одна проблема – на месте пупка у него была гайка, к которой не подходил ни один ключ. И вот однажды повстречал Иванушка старца, который сказал ему, что далеко за горами, за морями есть высокий дуб, на нем ларец, а в ларце ключ, который подходит к его гайке.

И пошел Иванушка через горы, переплыл через моря, воевал с разбойниками, голодал, сидел в тюрьме, был продан в рабство и бежал, короче, добрался до дуба, разбил ларец, достал ключ. Повернул гайку, и у него отвалилась задница.

Один генерал, рассказав этот анекдот в собственной интерпретации, сказал: – Мораль этой басни такова. Не надо искать иностранных докторов на русскую задницу.

Если до этого мы занимались в основном тем, КАК говорить, то сегодня мы поработаем с тем, О ЧЕМ говорить. Экология Психики, в определенном смысле, предполагает, что если вы собираетесь что-то с собой делать, то сначала подумайте, а не станет ли вам от этого хуже. То же самое относится и к другим людям – если вы что-то делаете, то думайте и о том, не нарушите ли вы целостность внутреннего мира других людей.

Человеческая жизнь весьма разнообразна, и в ней существует множество самых различных связей. И если человек что-то делает, то это ему зачем-то нужно. Он что-то от этого получает, даже если мучается ожирением или суровыми сердечными болями.

Кстати, иметь больное сердце – это весьма изящный способ манипулировать родственниками. Чуть что не по тебе, можно тут же слечь с обострением болезни. Для этих же целей некоторые успешно употребляют язвы, гастриты, радикулиты и головные боли. Причем это не означает, что человек действует сознательно. Обычно как раз наоборот. И ему даже самому может совершенно не нравиться происходящее.

Человек – весьма нелогичное существо.



Встречаются двое новых русских:

– Слушай, такой "Мерседес" себе на заказ сделал – отпад! Колеса платиновые, корпус золотой, руль алмазами инкрустирован, сиденья из крокодиловой кожи, панель изумрудная...

– И скорость наверное большая?

– А я не езжу – бензина много жрет, собака!

И если человек пытается похудеть, совершенно не обязательно, что ему от этого будет лучше во всех сторонах его жизни. И хотя логика говорит о совершенно противоположном, человек весьма нелогичен, и именно поэтому этот номер здесь не проходит. Женщина может использовать полноту для того, чтобы сохранить отношения с ревнивым мужем, считая что к полным дамам нахалы не пристают (что, вообще говоря, не факт), а мужчина ту же полноту может использовать для повышения солидности. Это то, что в НЛП называется вторичной выгодой – некий полезный побочный продукт. Так вторичной выгодой полноты у женщины было сохранение семьи, а у мужчины – солидность.

Хочу сразу предупредить, что полнота может использоваться не только в этих целях, но и в паре сотен других, которые я перечислять не буду. И в то же время она может и не иметь вторичной выгоды, а быть, например, следствием чрезмерной любви к еде. Говоря иначе, одни полнеют для того, чтобы сделать что-то хорошее для себя, а другие полнеют в результате получения удовольствия. А некоторые весьма успешно совмещают оба этих процесса.

И если вы, например, каким-либо способом заставите женщину похудеть, то совершенно не обязательно, что ей станет от этого только лучше – она может потерять семью. И вот это как раз и будет означать неэкологичность. Правильно отмерь, а только потом режь.

Два хирурга в операционной:

– Руби!

– Хрясь!

– Да не ногу же!

– Хрясь!

– Да не левую!

Кстати, бывают очень интересные стратегии действия. Вспомните пословицу: "Семь раз отмерь, один раз отрежь". В прямом ее восприятии (а у нас в бессознательном всегда найдется часть, которая будет воспринимать именно прямой смысл) это способ действия без обратной связи – здесь же не говорится о том, КАК отмерь: может он отмеряет криво, и с каждым разом все кривее. Количество измерений не всегда говорит об их качестве. На мой взгляд, гораздо лучше измерить два-три раза качественно, чем семь раз, как попало.

Встречаются два лейтенанта. Один спрашивает:

– Я слышал, ты женился, зачем?

– Да просто осточертело питаться в нашей офицерской столовой.

– А теперь как?

– Теперь нравится.

А теперь перейдем к языку. Слова очень сильно влияют на нас, даже если мы не осознаем, какие смыслы еще присутствуют в нашей фразе. Разве мать хочет ребенку вреда, когда кричит ему:

– Ты опять все испортил! У тебя никогда ничего не получается!

Только подумайте, что обозначает эта фраза! То есть он не только ИСПОРТИЛ ВСЕ, но и у него НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. И так как родители являются обычно весьма эффективными гипнотизерами по отношению к собственным детям, то этот самый ребенок может вполне четко усвоить, что у него НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, причем НИЧЕГО И НИКОГДА. А потом можно долго изумляться нерадивости своего чада, что он все как-то плохо делает. А он просто честно выполняет родительский наказ.

– Не лезь туда! Упадешь и сломаешь ногу!

Последствия этой фразы я расписывать не буду. Просто учтите, что на определенном уровне это является командой, которая может сработать. (А может и не сработать).

– Не смей никогда драться.

А потом родители пытаются понять, отчего их сын такой нерешительный и не способен за себя постоять. Так нельзя же!

Самое главное, что в определенных ситуациях подобные фразы могут стать командой, требующей беспрекословного выполнения. Причем даже не обязательно, чтобы человек это осознавал. Чаще всего как раз наоборот. И это еще опаснее. Просто в определенный момент что-то внутри щелкает, и ... человек начинает вести себя совершенно неэффективно.

Естественно, это не означает, что о возможных проблемах в жизни, начиная от разбивания носов и кончая изнасилованием, говорить не стоит. Вовсе нет. Вопрос в том КОГДА и КАК говорить. Если ребенок бегает или смотрит телевизор – высока вероятность, что вы ему встроите программу. И однажды она может сработать. Поэтому лучше дождаться моментов большей осознанности, да и защищенности тоже.

- А что неэкологичного во фразах с отрицанием?

Когда вы говорите, чего делать не следует, совершенно не обязательно, что человек знает, что делать вместо этого.

Если вы говорите о том, чего делать нельзя, то скажите и о том, что можно делать вместо этого.

Или где (или когда) это делать можно:

- Книжки рвать нельзя. А газеты можно.

Остановить действия ребенка иногда столь же трудно, как обуздать вырвавшийся из берегов поток. Нужно либо поставить на его пути мощную преграду, либо повернуть в безопасное и достаточно широкое русло. Самая лучшая преграда – физическая невозможность.

Как устроить скандал, если собеседник отсутствует?

Преграда – это строгий запрет "нельзя", "НЕЛЬЗЯ" большими буквами!

Вообще говоря, категорически запрещать ребенку делать что-либо имеет смысл только в том случае, если это действительно опасно для жизни, вредит здоровью или наносит серьезный материальный ущерб. "Нельзя" – значит "никогда нельзя". Если же "нельзя" при увеличении громкости протеста переходит в "ну ладно", то каково будет доверие вашим словам, какой урок получит ребенок?

И еще, в конфликте не старайтесь любой ценой придушить гнев, раздражение и т.д. Дети, впрочем как и взрослые, имеют право на негативные эмоции. Мне очень понравилась фраза из детской телепередачи "Улица Сезам": – Это нормально, если ты порой сердишься. Особенно, если на это есть причина, и если это быстро проходит.

Обратите внимание, насколько экологично она построена.

Потренируйтесь, чтобы научиться выражать свои мысли так же аккуратно.

Вместо: "Не кричи" ,– попробуйте сказать: "Говори потише".

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не разбил нос, лучше скажите: "Будь осторожен". Думаю, от этого пользы будет больше. Хотя, с другой стороны, постоянное напоминание об осторожности может привести к тому, что без команды ребенок осторожным не будет.

Говоря утвердительно, можно тоже дать неприятную программу, например, если постоянно твердить: "Помолчи, посиди тихонечко".

Фраза, конечно, построена правильно, но если вдалбливать ее достаточно долго и регулярно, может вырасти затюканное, малоподвижное существо.

Для того, чтобы фраза стала командой, обычно требуется, чтобы человек находился в трансе. Не обязательно в глубоком. Например, во время просмотра телепередачи, чтения, поездки в метро или лифте человек часто находится в трансе. Сильные эмоциональные состояния – влюбленность, ярость, страх, а так же стресс и дремота достаточно яркие представители трансового состояния. То есть как раз, когда мать орет на ребенка, она сначала вводит его в транс, а потом дает вполне гипнотическое внушение.

При этом она поступает как профессиональный гипнотизер эриксоновского толка – сначала входит в транс сама, а потом вводит туда "клиента". И хотя мать при этом может честно стремиться оградить ребенка от увечий и привить некие полезные навыки поведения, она совершенно ненамеренно вкладывает неэкологичную программу.

У меня складывается впечатление, что эти конструкции передаются по наследству – от родителей детям. И если вы на ребенка орете, что он "плохой сын (дочь, человек ...)", то своему ребенку он будет орать нечто подобное.

Я начал с детей просто потому, что это мне на данный момент близко и является характерным примером для многих. С взрослыми все не так просто. К определенному возрасту усилиями родителей, телевидения и газетных статей человек учится, хотя бы частично, защищаться от неконструктивных внушений.

Реклама – очень сильный яд в очень красивой обертке.

А усилия вышеозначенных источников сводится к весьма активному пичканью не просто неэкологичными высказываниями, а фактически садистскими командами. В этом смысле преуспевает реклама на ТВ, а особенно реклама лекарств. Такое впечатление, что все сделано для того, чтобы человека довести до такого состояния, когда эти лекарства начнут требоваться в максимальных количествах:

– У вас боли, тяжесть в ногах...

– Жизнь покажется мрачной, пока...

– Нанесите боли ответный удар.

Телевизор весьма успешно удерживает человека в трансе, так что неэкологичные фразы там особенно опасны. Правда, такие конструкции в газете или при разговоре могут быть не менее вредны.

Во время общения люди обычно тоже находятся в трансе, хотя и не обязательно глубоком. Просто человек почти всегда обрабатывает информацию на разных уровнях, из которых он скорее всего осознает только часть.

Еще одна важная область неэкологичных фраз – внутренний диалог. То же самое, как мать, желая заставить ребенка делать что либо лучше, говорит ему, что "он вырастет идиотом", некоторые для того, чтобы мотивировать себя в нужном направлении, говорят себе нечто вроде:

– Ну я идиот! Ну как я мог это сделать!

Люди очень часто убеждают сами себя.

У одного психиатра был пациент, который считал себя трупом. И вот во время одного приема психиатр спросил его:

– Как вы думаете, у трупов может идти кровь?

– Естественно, нет! – ответил пациент.

Доктор достал скальпель и порезал ему руку. Пошла кровь. Пациент посмотрел на нее и удивленным голосом сказал:

– Доктор, я был не прав! У трупов может идти кровь!

Вообще, это очень жесткая конструкция, когда вы являетесь "кем-то", это очень высокий уровень обобщения. Иногда говорят, что кем себя человек считает, так он и живет.

Ну какая может быть жизнь у идиота!?

Особенно часто это используется в манипуляциях.

– Ты этого не понимаешь. Ну ты дура-а-к!

Какая связь!? Как связано то, что вы делаете, или что вы можете сделать, с тем, кто вы есть?! Вообще говоря, никак, но зато действует очень сильно. В смысле, вредит очень сильно.

 

Экологически вредные конструкции.


 

Упражнение.


А теперь надо немного поработать. Объединитесь в группы по 5-6 человек и попробуйте, основываясь на тех знаниях гипноза, которые уже у вас есть, создать некий список экологически вредных конструкций и высказываний. Попробуйте организовать их в некую структуру. Структурировать можно по любому принципу, какой вам покажется более приемлемым – ведь способ организации каждый может выбрать для себя сам. Одни более подходят одним, другие другим... И даже лучше будет, если вы создадите несколько таких структур, чтобы у вас был выбор. Ведь вопрос даже не в том, чтобы все эти неэкологичные высказывания классифицировать, а в том, чтобы этот способ организации подходил именно вам, и именно вы могли им пользоваться. И поэтому вопрос даже не в том, чтобы "научно" назвать каждый сорт, а в том, чтобы это название было вам понятно.

~ 20 минут.

Но прежде чем мы перейдем к рассказам о тех структурах, которые вы придумали, несколько слов по поводу психики человека.

Человек – очень многоплановое существо, и можно считать, что если у какой-то фразы много смыслов, то, скорее всего, они все и воспринимаются. Просто один из смыслов осознается, а остальные уходят в бессознательное. Если я скажу, что "вы можете протянуть ноги": один из смыслов этого высказывания, что вы имеете возможность просто вытянуть ноги перед собой, а другой – что вы можете умереть. И если бы я не обратил на это ваше внимание, в результате чего вы осознали оба смысла, то одно из значений ушло бы на бессознательное, а другое было бы осознано. Я не знаю точно, какое значение куда бы пошло, но скорее всего в данной ситуации прямой смысл (вытянуть ноги) – на бессознательный, а метафорический (умереть) – на сознательный уровень.

Аналогично будет происходить и с отрицающими высказываниями. Но тут несколько правил.

Первое. Частица "не" опускается в отрицаниях, с которыми наше сознание работать не умеет: там просто для этого нет подходящих механизмов. Но если конструкция имеет некоторое представление в опыте, связана с конкретным опытом, то она будет восприниматься. Например, слово неуверенность для большинства имеет вполне определенное внутреннее значение. Так же и безразличие, несчастье, ненависть – хотя формально здесь есть отрицание, но эти слова сами по себе соотносятся с определенными переживаниями и имеют смысл. Это первое правило.

Второе касается того, насколько экологично высказывание типа: – У тебя не получится.

Вроде бы частица "не" должна опустится, внутрь пойдет "у тебя получится", и все замечательно. Но не все так просто. На одном уровне восприятия это действительно произойдет именно так, а на другом все будет воспринято точно так, как сказано, что "не получится". Особенно, если у человека с аналогичным высказыванием связан некий внутренний опыт – ему это регулярно говорили родители, когда он ошибался, с их точки зрения. Поэтому и выходит, что высказывания типа "не беги, упадешь", как и фразы типа "ты постоянно не уверен", в определенных ситуациях могут навредить.

Фразы воспринимаются во всех смыслах, и с частицей "не", и без нее.

Так что, когда вы пытаетесь определить, насколько экологична или нет фраза, то можно пользоваться правилом:

"Если какая-то фраза может навредить, то она, скорее всего, это и сделает!"

Поэтому это правило лучше употреблять при размышлении о том, что вы скажете. А по поводу того, что вам говорят, лучше думать о том, что вы можете отсеять любую неэкологичность.

Хотя, я думаю, вы заметили, что эта фраза сама по себе тоже неэкологична.

И еще. В трансовом состоянии человек становится более гибким, более способным к изменениям, более творческим, но при этом он и становится более подверженным чужому влиянию, и в определенной мере теряет способность критически оценивать реальность. Почти все, что будет услышано в трансовом состоянии, будет воспринято как инструкция.

Скачет ковбой по прерии, а внутренний голос ему говорит:

– Гарри, возвращайся домой. К твоей жене сегодня должен прийти любовник.

Ковбой разворачивается и погоняет лошадь. Голос продолжает:

– Гарри, он подходит к твоим дверям. Гарри, он заходит в дом! Спеши!

Ковбой пришпоривает лошадь, мчится во весь опор. Голос продолжает:

– Гарри, он уже в спальне. Торопись, ты еще успеешь!

Но тут загнанная лошадь падает замертво, падает, конечно, и сам ковбой. Придя в себя, он встает, отряхивается и удивляется:

– Куда это я так спешил? Ведь меня же зовут Билл!

То же самое происходит, когда кто-то является непререкаемым авторитетом. Например, родители чаще всего являются гипнотизерами по отношению к собственным детям, до определенного возраста детей.

В трансе же Гипнотизер является авторитетом, правда, до тех пор, пока он хорошо держит раппорт. Именно поэтому, когда вы говорите что-либо, как Гипнотизер Клиенту, а тот находится в трансе, вы должны быть очень внимательны к своей речи и предельно экологичны.

Когда вы общаетесь, вы создаете некую реальность, так попробуйте поместить туда себя и вашего собеседника и подумайте, а как вам там в этой реальности – хуже не будет? Вы всегда можете создать такую реальность, в которой вам обоим будет лучше, или, по крайней мере, не хуже.

Жила–была девушка, которую все считали тупой. В трехлетнем возрасте ей делали операцию, и когда она была под наркозом, один из врачей сказал:

– Она либо умрет, либо будет идиоткой.

Эта девочка очень хотела жить. Но у нее был только такой выбор – либо быть глупой, либо умереть. И она очень тщательно притворялась, очень долго, пока с ней не поработали и не выяснили все это знающие люди.

Эта история про то, как влияют слова на людей. В мире этой девочки было только два выбора – либо идиотизм, либо смерть – и этот мир был создан просто брошенной фразой врача.

А теперь перейдем к результатам ваших обсуждений в микрогруппах.



- Мы организовывали только сами слова и конструкции. Получилось приблизительно так:

1. Жесткие запреты: нельзя, запрещено; без сообщения о том, что можно.

2. Запреты: не делай, не сиди; без сообщения о том, что надо делать.

3. Обобщения: никогда, постоянно, вечно; особенно, когда они касаются описания того, что человек сделал не так.

4. Деструктивные связывания: как только..., ты почувствуешь себя плохо.

5. Деструктивные внушения: вы чувствуете боль..., ваши волосы становятся ломкими...; особенно в настоящем времени.



– Мы попробовали организовать по степени вреда. Сначала наиболее мягкие, а потом все более вредные:

1. Выражения с отрицаниями: не бегай, не ходи, не стучи...

2. Предполагаемые последствия: Если будешь шалить, то упадешь. В основном это конструкции с если, в том случае, и т.п.

3. Запреты: нельзя, запрещено, невозможно...

4. Вредные выборы: Либо ты поступишь в институт, либо будешь идиотом. Либо ты будешь себя хорошо вести, либо вырастешь никчемным человеком.

5. Понижение самооценки: Ты идиот. Ты козел.



– Мы организовали не сами выражения, а их источники, от кого они исходят.

1. Авторитет: родители, взрослые, учителя.

2. Апелляция к авторитету: Мама бы сказала тебе...

3. Гипнотизер. Гипнотизером здесь может быть не обязательно человек, а даже телевизор или книга. То есть тот, кто вам дает внушение в трансовом состоянии.



– Мы просто попытались собрать все в кучу. Несколько конструкций, о которых не упоминалось:

1. Выражения типа "на самом деле": "На самом деле все не так хорошо". Здесь как бы вы абсолютизируете этим высказыванием собственное мнение и принижаете мнение других людей.

2. Деструктивные обобщения. – У тебя никогда ничего не получится. Ни в коем случае этого не делай.

3. Манипуляции с самооценкой. Если ты этого не сделаешь, ты будешь полным дураком. Хорошие девочки этого не делают. И вообще, ты дурак.


Замечательно. Еще раз напоминаю, что одна из важных задач этой группы – научить вас учиться, то есть не просто дать некую полезную информацию, а сделать так, чтобы вы ее извлекали сами. Говоря метафорически, не только дать рыбу голодным, но и научить плести сети, чтобы эту рыбу ловить самостоятельно.

 

Упражнение 1.


Ну что же, а теперь перейдем к тому, что же, собственно, делать в том случае, когда вы слышите неэкологичную фразу. Для этого мы сыграем в игру. Вы разбиваетесь на тройки. Один из вас будет Гипнотизером, другой Клиентом, третий – Наблюдателем. Клиент просит Гипнотизера сделать с ним определенное изменение. Например, он хочет стать более уверенным или более спокойным. Или в какой-то ситуации чувствовать себя более расслабленно.

Задача Гипнотизера – придумать и проговорить текст, который бы мог помочь Клиенту произвести в себе эти изменения. Гипнотизеру не надо сейчас специально погружать Клиента в транс, даже лучше, если он останется в сознании.

Гипноз – это очень мощное средство. Будьте очень аккуратны, следите за своими словами. Ваша задача – не навредить. Любая фраза, сказанная в трансе, может стать программой, которую человек начнет выполнять. Даже если вы этого не хотели или сказали случайно. Поэтому говорите не столько о том, ЧТО человек должен сделать, сколько о том, КАК он может достичь желаемого. Говорите о способностях, расширяйте возможности человека, а не сужайте их. Рассказывайте о путях, а не о преградах.

Задача Клиента – следить за речью Гипнотизера и отслеживать, какие фразы вызывают внутри него протест. Это сигнал о том, что, возможно, речь построена неэкологично. Найдите способ блокировать эти фразы: окружите их стенкой, выключите звук, отодвиньте. Это хорошая тренировка на анализ и отсев неосторожных или вредных высказываний.

Только учтите, что это касается именно экологии. Некоторые весьма успешно отсеивают любые нелестные замечания в свой адрес, то есть эффективно рвут связь с окружающими людьми. А мне бы хотелось, чтобы вы этого смогли избежать.

Задача Наблюдателя – следить за экологией. В тот момент, когда Гипнотизер произносит неэкологичную, по мнению Наблюдателя, фразу, просто подавайте ему какой-нибудь знак: дотроньтесь до плеча, поднимите руку, только не надо его перебивать. Гипнотизер же может реагировать на это по своему усмотрению. Наблюдатель также следит за временем.

На все задание – треть часа: по пять минут на человека, и после каждого круга пара минут на разборку и обсуждение.

Можно сказать, что Клиент речь Гипнотизера оценивает бессознательно, ориентируясь в первую очередь на свое состояние, а Наблюдатель это делает сознательно.

~ 20 минут.

Учтите, что экологично, а что нет, определяется картой человека. Что для одного ерунда, для другого – жуткий стресс. Например, для человека, уверенного в себе, заявление о том, что он "идиот", особо неэкологичным не является. Но для того, у кого самооценка явно занижена, это будет весьма травмирующе.

- А можно сказать, что нарушение экологии – это просто несоответствие карте?

Не совсем так. Нарушение экологии – это вопрос разрушения целостности человека, его внутренней гармонии (или ухудшения ее). И иногда действительно то, что не соотвествует карте, является неэкологичным. Но бывают случаи, когда причиной нарушения целостности и являются "записи" в карте, типа убеждения "я неудачник". И тогда единственный способ помочь человеку (естественно, если он этого сам хочет) – разрушить его старую карту для того, чтобы он мог создать новую, более гармоничную. И здесь это будет уже экологично.

]А теперь ответьте на такой вопрос: " Каким способом вы отсеиваете неэкологичные высказывания в реальной жизни?"

- Я делаю обычно так. Если собеседник говорит что-то неэкологичное для меня, я начинаю мысленно искать противоречия в его словах, высмеивать, ехидничать...

- А я после того, как слышу что-то вредное, как бы выключаюсь и перестаю воспринимать вообще, что он говорит.

- Когда человек говорит неэкологично, он как бы падает в моих глазах, и вместе с этим все, что он говорит, становится менее значимым.

Все, что вы назвали, очень эффективные способы. И в большинстве своем они основаны на том, что вы снижаете значимость и важность для вас неэкологичного собеседника. Чем выше для вас авторитет человека, тем сильнее на вас влияют его слова. Поэтому – авторитет ниже, и влияние тоже.

НО! Тут есть одна неприятная мелочь. После того, как вы начинаете изолироваться таким способом, вы полностью отсеиваете все то, что он говорит. Это не фильтр, это как предохранитель: сработал – и вы закрылись. Не всегда такой способ удачен. Когда вы понижаете важность всего, что другой человек говорит, то вы можете потерять массу полезной информации: весьма возможно, что он говорит и умные и полезные вещи тоже. Лучше неким образом понижать важность только неэкологичных фраз, а остальной текст пускать внутрь.

Как это можно сделать? Например:

- Можно представить себе, что слова – это облачка, которые плывут по вашему внутреннему небу. Экологичные – белые, неэкологичные – черные. Белые облачка входят в вас, а черные проплывают мимо.

- Экологичные фразы входят в вас, а неэкологичные пролетают мимо.

- Перед неэкологичными фразами возникает стенка и отталкивает их.

- Неэкологичные фразы глохнут, звучат тише и смолкают.

- На входе стоит некий фильтр: то, что надо – проходит, а все остальное отсеивается.

- Можно представить, что когда ваш собеседник произносит неэкологичные фразы, вы видите себя со стороны, и как бы эти фразы к вам не относятся.

- А я, когда понимаю, что фраза неэкологична, сопровождаю ее внутренним комментарием: "Я против такого программирования!"

Это только метафоры, описывающие некий внутренний процесс, и я надеюсь, что каждый из вас может выбрать или придумать себе что-нибудь наиболее подходящее.


 

Упражнение 2.


Объединитесь в новые тройки. Роли те же, но задача немного другая. Предположим, что Гипнотизер чего-то хочет от Клиента. Например, Клиент – это его деловой партнер или работодатель.

Гипнотизер сообщает членам микрогруппы о том, какой цели он хочет достичь и в какой ситуации. Желательно, чтобы это была интересная для Гипнотизера ситуация, чтобы он мог поглубже в нее войти и потренироваться в "боевой" обстановке. Он произносит текст, и вы просто разыгрываете эту сценку.

Клиент в этой игре может "подыгрывать" Гипнотизеру, изображая из себя Начальника или Продавца в магазине, давая некоторую реакцию на его слова, но только не забирая инициативу себе. Ведь все-таки смысл этого упражнения – дать Гипнотизеру возможность отработать свою речь. При этом Клиент отсеивает и блокирует "вредные" для себя фразы.

Наблюдатель дает обратную связь Гипнотизеру по поводу экологии. И следит за временем, конечно.

~ 20 минут.

Размышляя о гармонии отношений и о внутренней гармонии, подумайте вот о чем. Если вас что-то задевает, значит есть за что задеть. А если вы достаточно гармоничны, то вам незачем защищаться, потому что защищать нечего – у вас просто нет слабых мест.

И если вы в какой-то момент взрываетесь, влетаете в дискомфорт и начинаете говорить совершенно неэкологичные фразы, это именно та ситуация, с которой стоит поработать. Это сигнал о том, что где-то у вас внутри некое противоречие, которое пора разрешить.

Это если говорить о внутренней гармонии. Если говорить о гармонии отношений, то у вас всегда есть возможность сделать обсуждение любой, даже очень сложной проблемы таким, чтобы не навредить ни себе, ни собеседнику или собеседникам. То, как вы общаетесь, всего лишь отражение вашего внутреннего мира, и если у вас возникают проблемы в общении, то это, скорее всего, отражение ваших внутренних проблем, вашей внутренней дисгармонии. И конечно, можно сказать, что в этом виноваты другие люди, но лучше, если вы подумаете, что вам изменить в себе.

Нет сопротивляющегося Клиента, есть сопротивляющийся Терапевт!

Начните с себя.

Правда, эта книга не столько про изменение самого себя, сколько про общение, но общение с собой и общение с другими имеют много сходного. И все принципы экологии, применимые к общению с другими, вполне подходят и вам самим. Подумайте, а хорошо ли вам в той реальности, которую вы себе создаете, и можно ли сделать ее еще более гармоничной?
Источник: trenings.ru

Категория: