Из лягушек в принцы. Конспект

Соколюк А.

При рассказе возникает два вида связи:

1) Вербальная (словесная).

2) Невербальная, спонтанная, неосознаваемая.

Важнейшее умение рассказчика - способность определить, как много намеком он может сделать до того, как слушатель поймет, что сознательное решение к нему пришло подсознательно. При этом слушатель получает радость от того, что знает больше, чем думал сам.

Современная психология слишком теоретизирована, а авторы предлагают полезное.
 

Соколюк А.

При рассказе возникает два вида связи:

1) Вербальная (словесная).

2) Невербальная, спонтанная, неосознаваемая.

Важнейшее умение рассказчика - способность определить, как много намеком он может сделать до того, как слушатель поймет, что сознательное решение к нему пришло подсознательно. При этом слушатель получает радость от того, что знает больше, чем думал сам.

Современная психология слишком теоретизирована, а авторы предлагают полезное.

Критерий оценки - истинность получаемого при моделировании результата с последующим действием объекта. Авторы - сторонники модели через форму к содержанию. Человек, как правило, строит фразу правильно интуитивно, подсознательно. Наша задача - научиться моделировать подсознательное. Люди думают различно и эти различия видимо соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта:

1) Визуальная;

2) Аудиальная;

3) Кинестетическая.

Сферы мышления определяются по предикатам (т.е. словам описывающим процесс - глаголы, наречия, прилагательные. Соответствие предикатов собеседников - контакт, отсутствие - сопротивления.

НАПРИМЕР: на вопрос "Удобно ли вам" люди мысленно отвечают в трех системах в зависимости от того, как внутри нас функционирует язык. Этот процесс называется трансдеривационным поиском. Слова - это триггеры, которые вызывают в нашем сознании те, а не иные переживания. В тоже время учась языку человек в определенной мере становится жертвой: из всего неизмеримого многообразия внутреннего опыта лишь некоторые из его элементов получают наименование и поэтому привлекают внимание человека. Другие же, не менее важные, будучи не названными, обычно остаются на сенсорном уровне, не вторгаясь в сознание. Опыт человека индивидуален. Одни и те же слова для разных людей означают совершенно разные или частично отличающиеся вещи. Поэтому попытка понять другого человека используя одни и те же слова - иллюзия. Психотерапевт должен вести себя так, чтобы у клиента создавалось впечатление, что его понимают. Сам же психотерапевт не должен верить в эту иллюзию. Далее - зависимость движения глаз от информации (см.Ситников А.П.) Сконструированный визуальный образ не цветной, с малым количеством деталей и без контекста. У эйдетического образа все это есть (эдейтический образ - воспоминание). У амбидекстров (левшей) больше отклонений от стандартов. Среди них больше "гениев", чем вообще в популяции. У них часто "В" - инвертированы, а "А и К" - обычные.

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ "НЛП":

 

  • Возможность общения на бессознательном уровне.


ПРИМЕР: "Я хочу убедиться в том, что вы поняли (жест вниз на лево), как далеко мы продвинулись". Жест на подсознательном уровне дает понять, что нужно собеседнику понимать меня аудиально.

2) Прервать процесс оценивания информации, ибо в это время чело век не способен понимать собеседника. Способ - в зависимости от референтной системы или "ГСД". Можно просто сделать паузу.

3) Зная ведущую или репрезентативную систему данного человека, можно строить свои сообщения так, что он не сможет сопротивляться. ПРИМЕР: "Можете ли вы увидеть, что вы изменяетесь к лучшему?

По мере того, как вы увидите себя в этом процессе, ощущаете ли вы уверенность в себе, и говорите ли себе, что все идет на лад?" "----В----К----А".

4) Учитель должен преподавать на доступном для учеников языке (т. е. совпадение репрезентативных систем) и идти дальше, т.е. расширять выбор систем у учеников.

5) Муж кинестетичен, жена визуальна. Он вечером хочет уюта, она придает значение (пусть часто бессознательно) визуальным образам - порядку, чистоте и т.п.

ПРИМЕЧАНИЕ:

-Опыт - лабиринт с сыром для крыс и 5 долларами для людей; люди учились быстрее, но отвыкали дольше.

-Инсайт - осознание проблемы, вывод ее в сознание - лечение.

-"НЛП" - как новый язык общения, с помощью которого каждый может

выражать собственные идеи.

-Правило - если не действует что-либо одно, сделайте все, что

угодно, но другое.

-Между первичным и вторичным отражением сенсорного опыта обычно

существует расхождение.

-"НЛП" - экстравертировано, копание в себе мешает нормально думать.

-"ГСД" - репрезентативная система.

-С помощью "НЛП" - можно конструировать прошлое.

-Упражнение - задавать вопросы и изучать "ГСД".

-Репрезентативная система - это то, что уже введено в сознание и обозначено определенными словами.

-Если беседа идет на неродном языке - первое "ГСД" - "А", перевод на родной язык.

-Люди обычно имеют несколько привычных стратегий.

-Процесс мотивирования себя подобен ревности: Визуальный образ

--положительные чувства — диалог с собой, как сделать ("В--К --А").

-Разные контексты активизируют разные контексты ("А;В;К").

-Если во время беседы человек начал оценивать полученную информацию ("В;А;К;"), то нужно дать ему время, иначе он запутывается и раздражается.

-Визуализация для "В" - доверие, понимание, для "А,К" - глубокое переживание, ведущее к изменению (т.е. рефрейминг).

Диферентная система также важна.

НАПРИМЕР: нерешительный человек. В различных ситуациях ему трудно выбрать что-либо. Ей предложили следующее - довериться сенсорному опыту. Придя в ресторан. Например, открыть меню и, читая по порядку, представить все это в виде внутренних образов, определяя, положителен он или отрицателен. Проделав это несколько раз, она получила стратегию, поведения, которое затем перешло в подсознание.

Одна из возможностей расширения стратегий - использование принципа наложения т.е. вспомнить образ "А", или "В", или "К", а затем добавить другие компоненты с целью получения трехмерной картинки. Это может помочь войти в репрезентативную систему человека и произвести наложение на другую систему.

Глазные сигналы доступа - самый легкий источник информации о другом человеке, но далеко не единственный.

-тон голоса человека выше при визуальной оценке и ниже при кинестетической.

-темп речи выше при визуальной оценке и ниже при кинестетической.

Таких признаков много, но наше сознание способно вместить одновременно 7 плюс, минус 2.

Хороший способ всегда быть разочарованным:

Конструировать образы того, какими должны быть вещи, а затем делать все, чтобы они такими стали. Вы будете всегда разочарованны, когда мир не совпадет с вашими представлениями. А это бывает очень и очень часто, ибо он всегда разнообразнее, чем любые наши представления.

Проблемы людей, как правило, связаны со структурой, формой организации опыта, а не с содержанием.

Конгруэнтность - адекватная вербальная и невербальная коммуникация.

При встрече с неконгруэнтностью у многих людей мал выбор:

1) Метакомментарий.

-клиент говорит, вздыхая: "У меня все прекрасно!", терапевт: "Я вам не верю", т.е. конфронтация. Возможно это не плохой вариант.

2) Гештальт - техника - обогащать невербальное сообщение, пока не возникнет соответствующее переживание.

3) Неконгруэнтный ответ:

-клиент, вздыхая: "Все прекрасно!", терапевт улыбаясь: "Это ужасно!" В ответ на это клиент либо теряется, либо вербализирует сообщение, которое было невербальным.

4) Применение "кавычек".

Каждый человек в детстве приобретает опыт справляться с неконгруэнтностью. Обычно люди искажают свой опыт, чтобы он стал конгруэнтным словам.

Другой путь - "отрезание" от сознания одного из измерений: "А,В,К". Очень часто это приводит к галлюцинациям (если "отрезано" измерение "А", тол слуховые галлюцинации, ибо даже без внешней информации эта часть мозга работает "сама на себя")

Принципиальная разница между психбольными и нормальными:

1) Отсутствие у больных стратегии различения между разделяемой (общепринятой) реальностью и неразделяемой.

2) Содержание галлюцинаций нормальных людей социально приемлемо. ПРИМЕР: Больной пил кровь из чашки. Теперь он здоров, но пьет ее в одиночестве.

ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ХОРОШЕГО КОММУНИКАТОРА:

-он знает, что хочет добиться;

-достаточная гибкость в поведении,(очень важен тон голоса);

-достаточный сенсорный опыт (нечто вроде нейтрального состояния у Х.Алиева, но наоборот. Отсутствие внутри переживаний, образов, только сенсорное восприятие другого человека и гибкость ответов). (Нужна стратегия сбора информации).

УПРАЖНЕНИЕ 2 "А" - детектор; "В" - испытатель; "С" - наблюдатель

и регулировщик. "В" - испытывает переживания ( 1-"А", 2-"В", 3-"К"; - 4 причем "В" в АС), предварительно пронумеровав. (Например: говорит "Один" и испытывает что-либо), "А" и "С" - наблюдают. Затем тоже , но "А" описывает свой сенсорный опыт в слух.(Левая щека напряжена, дыхание поверхностное и т.д.) Затем "В" - испытывает переживания, не называя номера. "А" - угадывает. Затем "А" пытается возможно подробно угадать содержание переживаний.

Кавычки и роль - тренировка нового поведения. Кавычки, как правило - ДС. Сходно чувству печали, тоски потере.

Способ почувствовать себя виноватым - создать образ человека, которому вы сделали неприятное, войти в АС.

Обратная процедура - рефрейминг. (Есть и другие стратегии).

Возможные вопросы для выявления стратегий:

-вспомните это переживание;

-когда испытали в последний раз;

-как вы узнаете, что испытываете его.

-замена неспецифических глаголов (знать, думать).

(Нужна вербальная модель - форма переживания, а не содержание.

Вся идея метамодели дает возможность контроля над языком. В начале - речь других; затем - слышать себя; затем - структурировать свой сенсорный опыт.

Став внутренним языком, метамодель послужит основанием всего, что мы делаем. Она может превратить в нечто полезное наши внутренние диалоги. При обучении языку метамодели человек вначале применяет ее в общении, затем начинает слышать себя, после чего он обращается в внутрь себя и начинает мета-моделировать внутренние диалоги.(Интеллектуальный уровень не имеет значения).

Все навыки коммуникации должны идти на уровне подсознания ("шарики" и т.п.). Контроль - мешает. Но в начале - сознательное обучение. Особенно в ключевых точках выбора: Как установить раппорт? Как реагировать на неконгруэнтность и т.п. На каждый вопрос не менее трех выборов.

Способы:

1) Периодический анализ своих реакций в точках выбора;

2) Периодическое - изучение репрезентативных систем клиентов (например у каждого третьего);

3) Присоединение и отсоединение от предикатов, наблюдение за ре акцией клиента, анализ - тоже периодически.

4) И т.п., это постепенно перейдет в подсознание.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ КНИГИ - будьте как можно разнообразнее и вы получите желаемую реакцию.

ПРИМЕР: больная кататонией: психотерапевт - дергает волос возле лодыжки, затем выше к колену, она закричала "Убери руки!". Это не профессионально?! Но - это работает!!!; Еще пример "Любовница Христа"...)

При психотерапии пациент вовсе не обязан понимать, что происходит. (Аналог - хирург не объясняет больному, какие мышцы он будет резать.

2 ИЗМНЕНИЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ И ОГАНИЗАЦИИ.

2 вида невербального отражения (раппорта):

-прямое отражение (дыхание с той же скоростью и глубиной).

-замена одного невербального канала другим (т.е. "перекрестное - 5 отражение") или того же канала, но в другой форме (дыхание движение рук - "К"), а также - вербализируя объяснения (я замедляю... темп речи... и одновременно... замедляется дыхание...).

Присоединение и введение - очень эффективный стереотип. Но присоединение более широкое понятие, чем просто дыхание и т.п. Нужно при необходимости присоединяться к реальности клиента ("Любовница Христа" или "Агент ЦРУ". Работа психиатра - таинственно проник в палату и сказал пациенту: "Я передаю вам приказ центра, вы должны устроиться преподавателем колледжа, хорошо работать и ждать указаний...).

Психотерапевты по статистике живут на 8 лет меньше, чем другие врачи.

-Пример использования "якорей" для избавления от фобий (или нежелательных воспоминаний). (СМ. СЕМИНАР НЛП)

(2 ситуации, 2 "якоря" — смещение "якорей" — выбор).

-90% происходящего в терапии - изменение "К" на "А" или "В".

-Аналог изменения: в книге все слова известны, но изменен их поря док и вы узнаете нечто новое.

-При использовании "якорей" целесообразно присоединяться к "будущему", т.е. предложить клиенту сходную ситуацию в бедующем и за действовать положительный "якорь". "Якорь" лучше привязать к чему

-либо, что раньше вызывало не адекватную реакцию.

-Семейные пары очень часто запутываются в отношениях, т.к. не знают как получить от супруга желаемую реакцию. Возможно использование "якорей".

-Целесообразно "повесить якоря" на пациента перед сеансом (1 - положительный; 2 - отрицательный; 3 - нежелание беседовать дальше и т.п.)

-Принципиально важно осознать желаемый результат и заметить, получается он или нет.

-Один из интересных приемов семейной психотерапии - запретить супругам разговаривать. Они вынуждены в такой ситуации искать другие формы общения (жесты, мимика и т.п.), изменять их, чтобы добиться желаемого результата от партнера.

-Один из постулатов терапии: любой человек имеет в своей личностной истории какие-либо переживания, которые могут послужить ему ресурсом в конкретной негативной ситуации. Эти ресурсы находятся в подсознании, неорганизованно. Задача психотерапевта - соединить две части "Я" ("+" и "-"). Присоединение с помощью "якоря" и наступающая интеграция позволяет устранять ДС, чтобы человек имел доступ к нужному ресурсу в соответствующей ситуации.

-Ресурс может быть не только в опыте переживаний, но и в представлении о поведении людей.

-Еще одно преимущество этого метода - возможность проверки этого результата после сеанса. (ПРИМЕР: применив начальный "якорь" и наблюдая за реакцией. Пациенту вовсе не обязательно это понимать это). (Мичиганская ТА-модель личности (теоретическая) - 9 частей

-критический родитель; естественный ребенок; взрослый; маленький ребенок и т.д. - очередная попытка организовать опыт человека).

-Опыт человека всегда полезен, негативным может быть только суждение о опыте (может быть подсознательная оценка). Подробно рассмотрев любое переживание, возможно окажется, что его вовсе не было, а есть только последующая оценка его. (См. К.Кастанеда...)

-В личную историю можно "вмонтировать" переживания, которых никогда не было, но они будут восприниматься как личный опыт, т.е. сознание получит разрешение на опыт и его использование в жизни.

-Большинство феноменов психотерапии основано на том, что они нас только обобщены, что любой человек, порывшись в своей истории, найдет там соответствующие переживания.

- 6 Очень важно иметь хорошее периферийное зрение, что позволяет видеть разнообразные реакции тела человека и т.д. Периферийному зрению нужно доверять. Хорошее упражнение для его развития: смотреть под углом 45% и замечать его реакции, создавать его образ, повторять движения и т.п. Затем 90%. Учтите, что подсознательно все это анализируется постоянно (аналог жонглирование). Движения воспринимаются легче, чем неподвижные предметы. (Гипноз - цель коммуникации (рассказывая о приятном отпуске, я хочу вызвать у собеседника приятные переживания)).

Чем больше у человека личных историй, тем больше выборов. М.Эриксон производил возрастную регрессию и давал пациентке в "детстве" такие переживания, которые потом становились основой для желаемого поведения ею в настоящем.

Психотерапевт должен отдавать себе отчет в том, что большинство происходящего в терапии - абсурд, но это все полезно, многое действует.

Чем более тонко и скрытно вы действуете, тем эффективнее работа ("якорь" и др.)

Само помещение психотерапевта "якорь" некоторые используют два помещения ("+" и "-").

Супругам лучше "якорить" прикосновением только приятные моменты жизни. Тем более, что "якоря", на которые люди реагируют неадактивным способом, как правило находятся вне сознания. Можно также применять скрещивание "якорей".

Есть люди, чей тон голоса заставляет собеседника чувствовать себя плохо и обязательно спорить. У таких людей отсутствует обратная аудиальная связь. Возможно это способ защиты. (Лягушка издает настолько громкий звук, что он оглушил бы ее, если бы была обратная аудиальная связь).

Существуют серьезные различия между правой и левой половиной тела. Это - искусство, которое авторы не объясняют.

Один из "якорей" - при повороте головы в право, влево звук голоса воспринимается различно.

ПРАВИЛО: присоединяйтесь по всем системам, в процесс вовлекается сознание человека. Если вы хотите работать скрытно, то присоединяйтесь к системам, которые не представлены в сознании.

УПРАЖНЕНИЕ: лучше начать с "К - якорем", это легче. "А" - испытывает переживания, "В" - "якорит", а затем "якорем" вызывает их. Затем негативные переживания. Затем - интеграция (т.е. смещение "якорей"), которое дает человеку выбор, а он выберет лучшее в данном контексте. (В гештальт-терапии - 2 кресла).

"ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИ" (рефрейминг)

-выбрать конкретную реакцию и "заякорить" ее.

-предложить пациенту выбрать ресурс, который мог бы в прошлом

изменить реакцию.

-поблагодарить ту часть психики, которая дала в свое время фобию,

так как скорее всего выбор отсутствовал.

-предложить выбрать в своем опыте переживания (можно несколько),

которые дают уверенность в себе. При этом снимать руку "врага"

-во время вспоминания, при сжатии руки навесить "-" - "якорь".

(Можно вербально усилить положительную реакцию перед "якорем".

Одновременно можно использовать ДС, возрастную регрессию, двухступенчатую диссоциацию).

-после ДС - обязательно вернуть клиента в АС.

Эту процедуру можно проводить и с собой, но - 2 условия:

-использование "переформирования" (см. ниже).

-нужно иметь очень хороший "якорь", который способен вытащить

(можно помощь товарища).

Применяя рефрейминг и амнезию можно добиться исчезновение информации даже из подсознания, т.е. "стирать личностную историю".

Возрастная регрессия - теми же методами, что и транс. Постоянная обратная связь. Кроме того - можно "достраивать" воспоминание используя какой-либо фрагмент и добавляя детали и др. системы ("А, В, К").

При выборе "якорей": американцы - чаще визуалисты, учет культурных особенностей др. стран.

" Паттерны 1" - книга о специфических языковых стереотипах.

Способ саморефреминга - сесть и расслабиться, вспомнить какое-либо очень сильное положительное переживание, затем найти предстоящую ситуацию и, сохраняя положительные эмоции первого состояния, "прожить" ее несколько раз, вернуться обратно.

При работе с клиентом очень важно использовать мета-модель, т.е. процессуальные инструкции, ибо содержание насилие над клиентом.

Бросая пить или курить - нужно иметь выбор. (При фобии использовать руки необязательно).

Для работы с множественной личностью нужно знать модель, которую использовал терапевт, разрушивший эту личность. Это сложнее. Один из способов - создать 2 образа на двух вытянутых руках и слить их вместе, соединив руки. Лучше всего это делать в "В". ("А и К" очень трудно). Применение насилия при сведении рук - крайняя необходимость, чреватая непредсказуемыми последствиями, стремиться же нужно к незаметному вмешательству, которое вызовет генерализацию и стойкий эффект.

Если прививаемый навык в одной сфере может негативно сказаться в другой, можно поставить барьер между сферами, сохранив в одной из них старый стереотип.

Узнав стратегию доверия клиента и строя информацию в соответствии со стратегией - информация становится более заслуживающей доверия. Кроме того можно использовать "якорь".

Перед семейным психологом (а так же юристом) стоит задача: создать согласованное мнение в какой-либо группе. Для этого можно в коллективе найти человека, на поведенческие реакции которого реагируют др. члены и который способен убедить других. Он должен стать проводником идеи терапевта - основная работа с ним.

Один из очень интересных и скрытых способов изменений - терапевтические метафоры, т.е. разные рассказы, которые приводят к изменениям. Ими очень хорошо пользуется М.Эриксон. (Давид Гордон: "Терапевтические метафоры" - книга).

3 В ПОИСКАХ НОВЫХ ПУТЕЙ.

ОСНОВА РЕФРЕМИНГА:

-лучше иметь выбор, чем его не иметь.

-лучше иметь подсознательный выбор.

-люди имеют ресурс для изменений, нужно обеспечить доступ к

ресурсам.

-каждый и любой фрагмент поведения имеет свою позитивную функцию - 8 в определенном контексте. При этом нужно учесть, что 9/10 кон текста - внутренний опыт человека, часто неосознаваемый, и толь ко 1/10 - внешний опыт.

Переформирование - специфический способ контакта с определенной

частью личности.

Нужно знать, что иногда некоторая часть личности использует вторичную выгоду (ПРИМЕР: полная пациентка - одна из частей ее личности использовала полноту как способ сохранение семьи, т.к. не была уверена в наличии ресурса говорить "нет" в ответ на ухаживания, а полнота препятствовала ухаживанию за ней других мужчин).

Суть переформирования - развод намерения и поведения, создание вариантов другого поведения.

Далее подробный пример 6-шагового рефрейминга Гриндера и Бендлера (см. семинар НЛП).

Если провести рефрейминг, то то поведение обязательно изменится. Но возможно, через некоторое время стереотип поведения возвратится.

Это будет означать только одно: новое поведение не удовлетворяет вторичную выгоду лучше, чем старое. Снова можно провести рефрейминг и выработать 3-4 новых типа поведения.

Если во втором шаге рефрейминга подсознание отказалось коммуницировать с сознанием, значит оно ему не доверяет.

Один из способов в этом случае глубокий транс с последующей амнезией. Другой способ - выясняя содержание вторичной выгоды, обозначить ее "Х" и продвигаться дальше.

Для общения с подсознанием можно использовать пальцевые сигналы, но лучше пусть выбирает пациент в любом смысле. Если одновременно много сигналов, то нужно поблагодарить все части, которые заботятся о личности, можно попросить все части сформулировать "комитет" и выработать один сигнал.

Вышеизложенный 6-шаговый рефрейминг можно применять в рамках бихевириоризма, и в гештальт-терапии.

В.Сатир: агрессивный отец проявляет гнев, она говорит каждый человек имеет право на выражение своих чувств и т.п., т.е. присоединяется, затем близко подвинувшись спрашивает: "А не хотите ли вы сказать мне о том чувстве обиды и одиночестве, которые прячутся за гневом". (Близко к Бихевиоризму).

Инверсия предпосылки - тоже переформирование (человек говорит: "Никто мне не помогает, я вынужден все делать сам. Я всему научился сам...!" терапевт: "Благодарите бога зато, что вы научились стоять на собственных ногах" и т.п.).

Мозговой штурм с точки зрения психологии: участники отказываются от оценочных суждений и поощряют свободное ассоциирование. Одна из основных причин успеха - различие между результатом и процессом. (Прием Сальвадора Минкина - объединение с одним из членов семьи для ее дестабилизации).

Гештальт-техника преувеличения: в группе один говорит, другой начинает спорить, часто бесполезно. Один из способов - заставить спорщика усилить свою позицию, проявить ее более интенсивно. Обычно они просто останавливаются. В НЛП - прием предписывания симптома (М.Эриксон на просьбу сбросить все ответил: "Вам нужно за 2 недели прибавить 11 кг.").

Утилизация - не бороться против энергии, а использовать ее (айкидо и т.п.). Гипноз неудачное слово, которое охватывает много состояний.

Для организации диспута принципиально важно выработать общую для участников цель. В контексте согласия в целом можно спорить о частностях.

В заключении - немного о трансе и К.Кастанеде. Цель дон Хуана -мотивировка конгруэнтности, экспрессивности в любой момент времени. ("Помни, за левым плечом - тень, это смерть").

 

НЛП РАЗРАБАТЫВАЛИ:

Ричард Бендлер;

Джон Гриндер;

Лесли Камерон-Бендлер;

Джудит Делозье.

- США

1975г.
 

Категория: