Как определить систему ценностей другого человека

Харский К.В.

Наш взгляд на систему личностных ценностей включает в себя следующие предположения:

1. Все что может представлять ценность для кого-либо на этом свете можно отнести к одной из четырех групп ценностей:

Идеологические ценности включают в себя любые идеи, все, что связано с творчеством, религиозные и политические идеологии, все, что связано с информацией. Идеологическая ценность не осязаемая, она представлена в сознании человека какими-либо словами и образами.

Материальные ценности включают в себя все, что непосредственно связано с деньгами в широком смысле. Так к материальным ценностям следует отнести: деньги, зарплаты, накопления, карьеру, место работы, должность, перспективы служебного роста, профессиональное образование и т.д. Материальным ценностям легко найти денежный эквивалент.

Эмоциональные ценности включают в себя все переживания характерные для человека. Это, конечно же: любовь, дружба, ненависть, месть, покой, душевное равновесие, гордость и т.д. Эмоциональные ценности имеют внутреннее представление, могут быть описаны словами, но они настолько субъективны, что каждый человек переживает немного по-своему.

Витальные ценности включают в себя, как следует из названия, все, что связано с самой жизнью: сохранение жизни, сохранение и укрепление здоровья, продолжение рода, дети, семья, экология, забота о родителях и т.д.

2. Истинная позиция ценности в иерархии проявляется не словах, которые говорит человек, а выборах, которые он делает.

Человек, рассуждая о том, что представляет для него ценность, часто ошибается. И дело тут не в стремлении выглядеть лучше, схитрить или как-то подогнать свой ответ под ожидаемое от него. Часто человек просто не осознает свою систему ценностей – это обычное для нас (людей) состояние. По крайней мере, пока мы не начнем сознательно изучать и изменять свои ценности. Все это значит только одно: исследуя ценности другого человека (да и свои тоже) обращайте внимание не на слова, а на действия. Вспомните русские народные сказки. Богатырь подъезжал к развилке дорог, а там камень, а на камне написано, что направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову потеряешь. Не имеет значения, что говорил или думал обо всем этом богатырь, важно одно – по какой дороге он продолжил свой путь. Если жизнь важнее, то он повернет направо, а если без коня и жизнь не нужна – налево.

3. Личностные ценности один из мощнейших фильтров из числа тех. что стоят между сознанием человека и окружающим миром.

Никто не может воспринимать мир непосредственно. Мир, прежде чем мы его воспримем своими пятью органами чувств, преломляется множеством фильтров. Назовем несколько главных: физиологические ограничения самих органов чувств, используемый язык и словарный запас, убеждения человека и личностные ценности. Если вас интересует информация о фильтрах восприятия, обратитесь к литературе по Нейролингвистическому программированию. Остановимся на том влиянии, которое оказывают на каждого из нас личностные ценности в качестве фильтра. Посмотрите в окно и запишите, что вы там увидели. Сделали? Теперь попросите сдать то же самое вашего мужа или жену, детей, сотрудников, кто там сейчас рядом с вами. Ваши списки в чем-то будут совпадать, но, без всякого сомнения, будут и различия. Ценности, как фильтры делают одну простую вещь: важное они делают видимым, а не важное – наоборот. Можно говорить, что, в буквальном смысле, не видимым. Человек, для которого автомобили не являются ценностью глядя в окно на громадную автостоянку увидит бездомную кошку, которая спит под одной из машин, а тот, для кого «Ягуар» - мечта всей жизни разглядит его при беглом осмотре среди нескольких сотен других авто. Ценности делают видимым то, что для человека имеет значение. Эту особенность можно использовать для выявления личностных ценностей человека.

Как выявить личностные ценности человека ?

1. Попросите человека рассказать о себе. Слушая автобиографию выделяете в ней моменты когда собеседник делал выборы: мог пойти в медицину, а пошел служить в армию, могла выйти за одного, но предпочла другого, мог продолжить карьеру в одном месте, но ушел на менее оплачиваемую работу… Наша жизнь сплошь состоит из выборов. Надо только научиться выявлять их в речи другого человека.

2. Уловите тенденцию. А тенденция, скорее всего, будет одна из четырех возможных:

Ваш собеседник – идеалист. Выборы, которые делал человек, продиктованы той или иной идеей, например, желанием достигнуть совершенства, найти смысл жизни и т.д.

Ваш собеседник – материалист. Выборы, которые делает человек, продиктованы исключительно материальными соображениями: получить прибыль, сохранить накопленное, снизить потери.

Ваш собеседник – эмоционал. Выборы, которые делает человек, продиктованы его эмоциями и переживаниями. Под влиянием чувств он выбирал высшее учебное заведение, под влиянием чувств принимал решение устроиться на работу, а затем под влиянием других чувств увольнялся с нее.

Ваш собеседник – виталист. Выборы, которые делает человек, продиктованы желанием сохранить жизнь, создать семью, сохранить здоровье и т.п.

Начав наблюдать за людьми и научившись определять их систему ценностей вы увидите, что у некоторых доминирует одна группа ценностей, а другие подавлены. Но есть люди у которых доминирует несколько (обычно две) групп ценностей, например: материальные и витальные, эмоциональные и материальные и другие возможные комбинации.

3. Проведите проверку. Зная, что личностные ценности – это мощный фильтр и предполагая доминирующую систему ценностей, предложите человеку рассказать что он думает о том или ином, конкретном событии.

Например:
Если у человека доминирует идеологическая система ценностей, предложите ему рассказать о современном искусстве, о различных религиозных концессиях, о возможности человеком достичь совершенства. Важно понять, что материалисту эти тему будут не интересны, и он проявит это в своих рассказах, сводя все дело к деньгам. Если такие темы предложить эмоционалу он станет говорить о своих переживаниях относительно означенного. Виталист скажет, как эти темы влияют на здоровье, детей и семью. Аналогично устройте проверку, предложив рассказ, материалисту (что он думает об изменениях курса доллара), эмоционалу (какая книга произвела на него сильное эмоциональное воздействие), виталисту (как сохранить здоровье).

Темы, которые мы обозначили в примерах условны, общаясь с конкретным собеседником, вы поймете, что именно надо предложить в качестве проверки. И обратите внимание: если вы угадали, то рассказ будет по теме, интересный, с массой деталей. Если не угадали, то собеседник будет сворачивать на важные для него темы: он скажет, что лучший способ сохранить здоровье – это быть богатым и покупать дорогие лекарства.

Для того чтобы понять систему ценностей собеседника вам должно хватить десяти минут. Если прошло десять минут, а вы не имеете не малейшего предположения о том, что важно для человека это значит одно из трех:

Первое – ваш собеседник не вполне жив.
Втoрое – он искусно скрывает свое личное отношение ко всему о чем бы вы его не спросили.
Третье – вы не те вопросы задаете, или пустили беседу на самотек, и, может быть, ваш собеседник просит вас рассказать о том и об этом изучая вашу систему ценностей…
 

Источник: harsky.ru
 

Категория: